Введение

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Машиностроение

Выпуск тома IV - 15 "Колесные и гусеничные машины" энциклопедии "Машиностроение" посвящен 100-летию создания первых российских образцов автомобилей и тракторов. Развитие авто- и тракторостроения, создание новых типов колесных и гусеничных машин связаны с именами известных ученых - академика Е. А. Чудакова и профессора М. К. Кристи.

Евгений Алексеевич Чудаков (1890 - 1953 гг.) по праву считается отцом русского автомобилестроения. Им были организованы первая научная автомобильная лаборатория, которая в 1921 г. была преобразована в НАМИ, а в 1925 г. - первый отечественный ВТУЗ МАМИ им. М. В. Ломоносова с кафедрой "Автомобили".

В 1928 г. Е. А. Чудаков первой работой "Динамическое и экономическое исследование автомобиля" положил начало теории автомобиля. В 1935 г. вышло первое издание учебника Е. А. Чудакова "Теория автомобиля". С 1921 по 1930 гг. Е. А. Чудаков - директор НАМИ, с 1936 г. и до конца жизни заведовал кафедрами автомобилей в МВТУ им. Н. Э. Баумана и в МАМИ. В 1938 г. он организовал институт "Машиноведения" и руководил им до 1952 г.

Михаил Константинович Кристи (1890 - 1965 гг.) - основатель научной школы и кафедры по гусеничной технике в МВТУ им. Н. Э. Баумана. С начала 30-х годов деятельность М. К. Кристи связана с развитием отечественного тракторо- и танкостроения, подготовкой для него инженерных и научных кадров.

В работах М. К. Кристи, опубликованных в 1934 - 1938 гг., сформулированы главные положения теории гусеничных машин; особенно следует отметить работы по анализу поворота и влиянию движителя на работу трансмиссии. Выпущенные под руководством М. К. Кристи книги "Танки. Основы теории и расчета" (1937 г.) и "Теория танков" (1939 г.) во многом определили направления развития отечественного танкостроения. В эти же годы по инициативе М. К. Кристи была создана первая отечественная танковая лаборатория - центр экспериментальных исследований боевых машин.

Колесные и гусеничные машины много­численны и разнообразны по типам и назна­чению. Транспортные колесные машины пере­возят грузы массой 0,1... 100 т, тракторы имеют силу тяги 0,2...75 кН, а транспортно- тяговые машины наряду со значительной гру­зоподъемностью (30 ... 40 т) обладают способ­ностью развивать силу тяги до 600 кН. Оче­видно, что такие диапазоны базовых техниче­ских характеристик обусловливают невозмож­ность однозначности, а иногда и типизации технических решений для машин даже одного класса. Вместе с тем, общетехнические прин­ципы конструирования и производства позво­ляют систематизировано подходить к про­блемам создания колесных и гусеничных ма­шин, выбора рациональных путей их развития, оптимизации структуры выпуска и формиро­вания парков машин. При этом теория их движения и использования, методы расчета во многом одинаковы.

Здесь рассмотрены наиболее массовые, сформировавшиеся как многоцелевые, типы колесных и гусеничных машин, имеющих традиционно сложившуюся конструктивную общность: автомобили и автопоезда, колесные и гусеничные тракторы, быстроходные гусе­ничные транспортно-тяговые машины.

Однако даже при таком подходе невоз­можно отразить все многообразие конструк­ций машин, методов их расчета или оценок, способов рационального использования, по­скольку принципиальные структурные схемы машин того или иного типа содержат тысячи наименований базовых образцов и модифика­ций.

Настоящий том построен таким образом, чтобы общие научно-конструкторские вопросы всех типов машин предшествовали анализу конструкционных особенностей и методам расчета отдельных групп колесно-гусеничной техники. Исходя из этого в разделе 1 приведе­ны сведения по теории, оценке эффектив­ности, расчетному обоснованию параметров конструкций и методам наиболее распростра­ненных их испытаний.

Раздел 2 тома посвящен особенностям конструирования и расчета автомобилей. В нем даны основы новых подходов, реализуе­мых в процессе создания современных авто­мобилей различного назначения, что обеспе­чивает прогрессивное проектирование и соз­дание более совершенных аналогов.

Раздел 3 содержит сложившиеся в по­следние годы методы расчета и конструирова­ния колесных и гусеничных тракторов, отрабо­танные в процессе разработки наиболее пер­спективных и соответствующих современным требованиям моделей, при этом учитываются области и сферы применения автомобилей и тракторов, обусловленные многоукладностью экономики России и потребностями рынка.

Раздел 4 содержит материал, редко осве­щаемый в технической литературе. Здесь из­ложены методы проектирования и принципы расчета конструкций многоцелевых гусенич­ных машин. В связи с конверсией оборонных предприятий нашли отражение вопросы, свя­занные со специальной техникой, конструк­тивные особенности которой представляют несомненный интерес для переноса их на тра­диционные гусеничные многоцелевые маши­ны.

Раздел 5 дает информацию об эффектив­ности транспортного процесса при использо­вании автомобильных поездов. Приведены методы расчета параметров и выбора кон­струкций современных автопоездов, прицепов и полуприцепов.

В разделе 6 систематизированы сведения по основным видам топлив, масел, и рабо­чих жидкостей, применяемых в машинах.

Содержание данного тома энциклопедии написано известными в России и за рубежом специалистами. Надеемся, что эта книга будет способствовать углублению знаний конструк­торов, технологов, испытателей, эксплуатационников. Реализация ее основных положений в практике позволит вывести отечественную автомобильную технику на передовые мировые позиции.



 

Поиск


Сейчас 39 гостей онлайн





Забыли данные входа на сайт?