1.2.1. Эффективность машин

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Машиностроение
Глава 1.2
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАШИН
 
Эффективность какого-либо процесса оценивается отношением полезного результата к затратам на его получение. Эффективность конструкции транспортно-технологических машин (конструктивная эффективность) рас­сматривается как возможность машины опре­деленным сочетанием ее технических пара­метров обеспечить максимальную эффектив­ность транспортно-технологического процесса в конкретных условиях эксплуатации при со­блюдении заданного уровня безопасности.
В зависимости от назначения машины для оценки ее эффективности используют различные критерии. Но при этом их выби­рают такими, чтобы количественная оценка эффективности могла быть выполнена по кон струкгивным параметрам или показателям эксплуатационных свойств, зависящих от кон­структивных решений. По уровню сложности критерии эффективности подразделяют на единичные показатели отдельных свойств, обобщенные, комплексные и интегральные. Единичные оценочные показатели свойств машины (максимальная скорость движения, контрольный расход топлива, максимальная сила тяги, максимальный лррмозной путь и т.д.) не могут быть рекомендованы для общей оценки ее конструктивной эффективности. Вместе с тем, простота и стабильность условий определения этих показателей, значительный объем накопленных данных позволяют реко­мендовать единичные критерии для предвари­тельной (прогнозной) оценки конструктивной эффективности.
Обобщенным критерием конструктивной эффективности является средняя скорость движения на маршруте. Этот уровень крите­риев позволяет учитывать конкретные дорож­ные условия, а также показатели всех эксплуа­тационных свойств, являющихся ограниче­ниями по тягово-скоростным свойствам воз­можной скорости движения. В практике использования колесных и гусеничных машин различают следующие скорости:
1) среднюю чистою движения, равную отношению пройденного пути  ко вре­мени движения за исключением всех потерь времени, которые имели место в пути
2) среднюю техническую, равную отно­шению пройденного пути  ко времени движения с учетом остановок по техничес­ким причинам на устранение различного
3) среднюю эксплуатационную, учиты­вающую потери времени, связанные с техно­логией или с организацией тягово-транспорт­ного процесса 
Критерием более высокого уровня (комплексным) является производительность машин. Производительность транспортных машин определяют обычно по средней технической скорости.
Поскольку в выражении нужно подставлять значения коэффициента р , при­менимость такой оценки производительности ограничена объемом имеющейся статической информации по различным машинам. При отсутствии достоверных данных по коэффици­енту оценка по будет искаженной. По­этому часто в качестве производительности транспортных средств используют объем пере­возимою груза. При сложившихся связях по транспортному обслуживанию этот показатель позволяет составить степень полезного ис­пользования машины.
1.2.1 
И производительность, и полезная рабо­та характеризуют лишь один фактор эффек­тивного использования той или иной машины. Другой фактор связан с величиной затрат при ее использовании. Поэтому в качестве инте­грального критерия конструктивной эффек­тивности применяется технико-экономический критерий, позволяющий учитывать как резуль­таты, так и затраты в едином стоимостном выражении, причем определяться он должен для конкретных условий эксплуатации.
Интегральный критерий конструктивной эффективности учитывает максимальное число показателей свойств и технических пара­метров, связанных с конструкцией машины, которые приведены к общей единице измере­ния. К числу таких показателей относятся: масса перевозимого груза, т; средняя скорость на маршруте, км/ч; расход топ­лива на 100 км пути, л; удельная трудоемкость технического обслуживания и ремонта на 100 км пути, чел. х ч; ресурс до списания или капитального ремонта, км; соответственно количество и ходимость шин, км; продолжительность процесса по грузки- разгрузки за одну ездку (характеризует при­способленность конструкции к погрузке- вьпрузке), ч; коэффициент а выпуска (связан с надежностью машины и ее приспособлен­ностью к техническому обслуживанию и ре­монту); коэффициент р использования про­бега (может быть связан с приспособлен­ностью конструкции АТС к виду перевозимого груза).
1.2.1. затрат для транспортных и тяговых машин; %

Виды затрат

Автомо­били

Тракторы

Конструирование

2 .

.. 3

3 ... 4

Производство

8 ...

. 10

10 ... 15

Эксплуатационные затраты

65 .,

.. 70

60 ... 65

Стоимость ремонтов

12 .,

.. 14

14 ... 16

Заработная плата водителя

4 .

.. 5

3 ... 4

Аналогичный вид имеет критерий рента­бельности технологического процесса для ин­тегральной оценки эффективности транспортно-технологических машин.
Оценка эффективности по комплексным и интегральным критериям проводится только при соответствии ее конструкции требованиям безопасности, которые определяются показате­лями: предельных осевых на1рузок, размеров и массы; тормозных свойств; управляемости и устойчивости; пассивной безопасности; вред­ных выбросов; уровней внешнего и внутренне­го шума; эргономических свойств рабочего места водителя; внешней информативности; влияния на других участников транспортного потока. Нормы соответствующих показателей, отражающие средний уровень развития кон­струкции автомобиля на рассматриваемый период, содержатся в национальных и между­народных стандартах. В ряде случаев дополни­тельные ограничения могут быть связаны с транспортными условиями эксплуатации. Так, при перевозке некоторых продовольственных товаров ограничивается максимально допусти­мое время доставки, которое в этом случае включается в систему критериев, как ограни­чение.
Существует тесная связь между понятия­ми "конструктивная эффективность машины", "качество" и "технический уровень". Под ка­чеством понимается совокупность всех свойств, необходимых для всесторонней оцен­ки машины на соответствие назначению и предъявленным требованиям, а технический уровень (уровень качества) - относительная характеристика качества машины, основанная на сравнении ее показателей с нормативами или показателями образцов, принятых за эта­лон.
Свойства колесной машины подразделя­ются на следующие 1руппы: классификацион­ные (грузоподъемность, пассажировместимость и т.д.); эксплуатационные, формирующие ха­рактер движения (тягово-скоростные, тормоз­ные, управляемость и др.); потребительские, не формирующие характер движения, но влияющие на безопасное движение (надеж­ность, использование ресурсов, экологические и др.); не оказывающие влияния на безопас­ность движения (эстетические, унификации, транспортабельности и др.).
Качество является более широкими по­нятием, чем конструктивная эффективность. Оно определяется конструктивной эффектив­ностью машины, связанной с приспособлен­ностью к выполнению транспорта о-техноло­гических задач и привлекательностью для по­купателя машины как товара. Поскольку оценка конструктивной эффективности и ка­чества существенно зависит от условий экс­плуатации, то и уровень качества (технический уровень) одной и той же машины будет разли­чен в различных условиях эксплуатации. В этом случае теряется смысл понятия "номи­нальные параметры" конструкции, поскольку в каждом конкретном случае использования машины, требуемые наилучшие параметры конструкции будут индивидуальны и могут быть получены при увеличении числа моди­фикаций и применении принципа разнооб­разной комплектации.
При таком подходе наилучшей кон­струкцией машины будет конструкция, обес­печивающая максимальную приспособлен­ность к конкретным условиям эксплуатации, т.е. имеющая самую высокую эффективность в заданных условиях. Главной группой свойств из перечисленных являются эксплуатацион­ные, поскольку именно они определяют про­изводительность машины. Как известно [7, 14, 15, 21], характер движения машиЛ* определя­ют восемь групп эксплуатационных свойств: тягово-скоростные, тормозные, топливной экономичности (условно), управляемости, устойчивости, маневренности, плавности хода, проходимости. Рассмотрим их применительно к автотранспортным средства, для которых оценка эксплуатационных свойств разработана наиболее полно. Однако методика этой оцен­ки может быть перенесена на любые машины с соответствующей коррекцией приводимых формул, учитывающей особенности процесса движения этих машин.


 

Поиск


Сейчас 52 гостей онлайн





Забыли данные входа на сайт?