1.2.9. Проходимость

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Машиностроение
Проходимостью называется эксплуатаци­онное свойство, определяющее возможность движения колесных машин в ухудшенных дорожных условиях, по бездорожью и при преодолевании различных препятствий. Поте­ря проходимости может быть йолной или час­тичной. Полной потерей проходимости яв­ляется застревание - прекращение движения. Частичная потеря проходимости связана со снижением скорости движения и с ростом расхода топлива.
Проходимость может быть профильной и опорной. Профильная проходимость характе­ризует возможность преодолевать неровности пути, препятствия и вписывается в требуемую полосу движения. Опорная проходимость определяет возможность движения в ухудшен­ных дорожных условиях и по деформируемым грунтам.
Большинство единичных показателей профильной проходимости представляет собой геометрические параметры машины. Оценка профильной проходимости проводится по следующим единичным показателям [13, 33]:
1) дорожному просвету;
2) переднему свесу;
3) заднему свесу;
4) углу переднего свеса;
5) углу заднего свеса;
6) продольно­му радиусу проходимости;
7) наибольше­му углу преодолевания подъема;
8) наи­большему углу преодолевания косогора. У автопоездов дополнительно используют углы гибкости [8];
9) вертикальный и горизонтальный.
Кроме того, теоретическими показателями являются;
1) поперечный ради­ус проходимости;
2) углы у перекоса осей (угол поперечной гибкости);
3) коэффи­циент совпадения следов колес передних и задних осей [21, 42].
Для полноприводных автомобилей основными показателями профильной прохо­димости является ширина преодолеваемого в поперечном направлении рва и высота пре­одолеваемой вертикальной стенки (эскарпа) [14]. Большинство показателей профильной проходимости на уровне стандартов не норми­ровано и они применяются для сравнительной оценки, а при проектировании используются рекомендуемые значения. По углам, гибкости аг и Рг существуют четкие требования: для прицепных автопоездов общетранспортного назначения рг > ± 40°, а многоцелевых Рг > ± 62°; рг ± 55°; для седельных тяга­чей рг > ± 8°, рг ± 90°.
К оценочным показателям опорной про­ходимости. относят 13 различных показателей [21], наиболее информативным из которых следует считать коэффициент сцепной массы Кц. Распространенным показателем в теории и на практике является давление колес «на опорную поверхность рконт и рпр: отно­шение нормальной реакции к площади кон­такта и среднее давление по выступам протек­тора. Чем больше коэффициент Кф, тем меньше вероятность потери проходимости, из условия движения машины. Рекомендуе­мые значения по Кф следующие [8]: для гру­зовых автопоездов общетранспортного назна­чения стран Восточной Европы Кф £0,263, Западной Европы Кф >0,263 ... 0,33. Для автомобилей рекомендуется Кф ^0,6 МПа; Кф<0,85 МПа. Для полноприводных эти значения должны быть значительно ниже.
Для полноприводных автомобилей основным показателем опорной проходимости является тягово-скоростная характеристика на заданном участке грунта; дополнительными - зависимость мощности сопротивления каче­нию от vи критерий предельного уровня про­ходимости - способность преодоления трудно­проходимых участков грунта и наибольшая глубина снежной целены.
Для сравнительной оценки проходимости колесной машины в определенных грунтовых условиях используется обобщенный показатель проходимости обобщенный коэффициент сцепления; часть общего коэффициента сопротивления колеса, характеризующая потери энергии на деформа­цию грунта; то же, в шине.
Большинство единичных показателе: профильной проходимости размерные вели чины (1-4, 7-9) и их определяют измерение] по методике, соответствующего стандарта.
Радиусы определяют графическим методом по масштабной схеме машинк Углы продольной и поперечной гибкости ] перекоса осей измеряют непосредственно н машине. Коэффициент совпадения следо передних и задних колес оценивается поел измерения ширины отпечатков колес. Наи больший угол преодолевания подъема, ширин преодолеваемого в поперечном направлении рва и высота преодолеваемой вертикально] стенки определяются экспериментально.
Величину Кц устанавливают до начала пробеговых испытаний на основе эксперимен тального установления полной массы и е< распределения на дорогу через мосты.
Расчетным методом показатели про фильной проходимости (1-4, 7-9), характери зуемые размерными параметрами, могут быт определены по чертежам общей компоновю колесной машины.
1.2.11
Обобщенный показатель проходимости рассчитывается по формуле.
Поскольку определяющее влияние на проходимость оказывает коэффициент сцеп­ной массы Ку, основным конструктивным фактором проходимости является колесная формула машины. Наибольшие значения Кф = 1 имеют полноприводные автомобили (колесные формулы 4x4; 6x6; 8x8). Для до­рожных (неполноприводных) автомобилей Кц =0,46 0,8. У негруженых легковых и грузовых заднеприводных автомобилей коэф­фициент сцепной массы меньше, чем у нагру­женных - проходимость у последних лучше, а у переднеприводных легковых - хуже.
При прочих равных условиях автомобиль с простым дифференциалом обладает худшей проходимостью по сравнению с автомобилем с блокируемым дифференциалом вследствие уменьшения обобщенного коэффициента сцепления . Увеличение диаметра шины улучшает сцепные свойства, это же относится к ширине профиля (снижается коэффициент сопротивления качению). Снижение давления в шине увеличивает площадь контакта шины с грунтом, улучшает сцепные свойства, особенно на грунтах с повышенным внутренним сцеп­лением. Одновременно уменьшается сопроти­вление грунта качению. Для каждого грунта существует оптимальное внутреннее давление в шине, что делает необходимым использование систем регулирования давления в шинах на машинах высокой проходимости.
Увеличение удельной мощности также улучшает проходимость. Положительно влияет и применение независимой подвески. Наибо­лее эффективным средством повышения сцеп­ления колес с грунтом является применение арочных шин с высокими грунтозацепами, клещевых траковых цепей, мелкозвенных це­пей и браслетов. Для самовытаскивания авто­мобилей используют лебедки и барабанные самовытаскиватели.


 

Поиск


Сейчас 24 гостей онлайн





Забыли данные входа на сайт?