1.3.5. Поддержание надежности машин в процессе эксплуатации

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Машиностроение
В процессе эксплуатации машин их каче­ства не остаются постоянными в результате изменения показателей, обусловленного как рабочими процессами так и временем хране­ния. Поддержание технического состояния машины на уровне, определенном конструк­торской документацией (техническими усло­виями) обеспечивается проведением регламен­тных работ, предусматриваемых планово- предупредительной системой технического обслуживания (ТО), которая включает виды обслуживания, периодичность их проведения, объем и трудоемкость выполнения работ. Нормативы эксплуатационной технологичнос­ти отражены в соответствующей документации к машине [6, 18, 47].
Принципиальные положения этой сис­темы следующие:
выполнение в обязательном (принуди­тельном) порядке постоянного комплекса ра­бот по ТО через определенный период (в ки­лометрах пробега или часах);
выполнение заправочных и регулировоч­ных работ, а также устранение неисправнос­тей, выявленных в процессе ТО или в резуль­тате контрольных осмотров при необходимос­ти.
В зависимости от периодичности и тру­доемкости выполнения работ ТО машин под­разделяют на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое тех­ническое обслуживание (ТО-1), второе техни­ческое обслуживание (ТО-2), третье техничес­кое обслуживание (ТО-3) (для машин, работа­ющих в сельском хозяйстве) и сезонное техни­ческое обслуживание (СО). Периодичность ТО приведена в табл. 1.3.28.
Основным значением СО, проводимого 2 раза в год, является подготовка машины к эксплуатации в холодное и теплое время года, а работ по ТО при хранении - защита машины от коррозии и старения резинотехнических изделий. Перечень работ по каждому виду ТО конкретной марки машины содержится в ее руководстве по эксплуатации.
Конструкция машины с точки зрения ее приспособленности к производству работ по ТО и TPдолкна обеспечивать:
возможность выполнения моечных, кре­пежных, регулировочных, смазочных, конт­рольно-диагностических и ремонтных работ;
удобство доступа к любому агрегату, узлу для снятия их с машины или частичной раз­борке при замене отдельных деталей, при этом не должно возникать необходимости в разбор­ке или демонтаже соседних агрегатов, узлов, не требующих ремонта;
возможность разъединять фланцевые де­тали, удалять стаканы из корпусов и т.д.;
удобство разборки узлов, приборов для замены или ремонта детали, минимально воз­можным набором ключей и приспособлений, а демонтаж подшипников качения - универ­сальными съемниками;
сборку узла только при определенном положении отбалансированных деталей, соот­ветствующем заводской балансировке;
удобство снятия, транспортировки и ус­тановки агрегатов массой более 30 кг подъем­ными механизмами (должны быть предусмот­рены специальные устройства для зачаливания тросов или захвата крюками);
взаимозаменяемость агрегатов, узлов без предварительной подготовки.
При конструировании в соответствии с принципами планово-предупредительной сис­темы ТО и ремонта предусматривается воз­можность диагностирования машины в объеме комплексов контрольно-диагностических ра­бот Д-1 и Д-2, а для тракторов и Д-3:
Д-1 - комплекс по определению техни­ческого состояния узлов, обеспечивающих безопасность движения машин, выполняется при ТО-1, после ТО-2 и по потребности после текущего ремонта;
Д-2 и Д-3 - комплексы по определению тягово-экономических показателей машин и уточнению объемов работ ТО-2 и ТО-3 для тракторов и предупредительных ремонтов, выполняются, как правило, один-два дня до ТО-2 и ТО-3 и при необходимости.
В современных конструкциях использу­ют, как правило, встроенные средства диагнос­тирования, изготовляемые на микропроцес­сорной основе с максимально возможным числом мест контроля и запрограммированной выдачей рекомендаций по рациональному устранению неисправностей и выбору режима движения.
При расчете показателей эксплуатацион­ной технологичности определяют расход за­пасных частей.
Ресурс шин автомобилей ориентиро­вочно определяется по формуле.
1.3.28. Периодичность технического обслуживания машин
 

Машина (пробег)

ЕО

ТО-1

ТО-2

Автомобиль легковой, км

Один час в

5000

20 000

Автобус, км

рабочие сутки

5000

20 000

Автомобиль грузовой, автобус на базе грузово­

независимо от

 

 

го автомобиля или с использованием его ос­

числа работа­

 

 

новных агрегатов, км

ющих смен

4000

16 000

Трактор, мото-час

 

125

500

Автомобиль-самосвал внедорожный, км

 

3000

12 000

Прицеп или полуприцеп, км

 

4000

16 000

Автомобиль полноприводной, км

 

4000

16 000

Гусеничный тягач и транспортер, км

 

1000

3000

Особую трудность составляет нормирова­ние и регулирование запасных агрегатов и деталей, так как их номенклатура очень боль­шая. Наиболее приемлемым методом норми­рования следует считать такой, при котором производственные запасы деталей узлов и аг­регатов определяются по каждому наименова­нию номенклатуры с учетом прогноза возник­новения отказов и конкретных условий эксп­луатации. Процесс определения нормативов потребности в запасных частях разделяется на два этапа: определение номенклатуры запас­ных частей; расчет нормативов согласно этой номенклатуре. При этом, в основу определе­ния параметров принимаются: средние ресур­сы Rjдеталей, комплектов и сборочных еди­ниц, установленных для данной машины; их средние квадратичные отклонения ст,; полные ресурсы     (амортизационный пробег) ма­шин (агрегатов) до списания; средние сроки службы Т машины (агрегата) до списания.Примечания. 1. Указанная периодичность ТО не относится к периоду обкатки но­вой машины и агрегата, для которых могут устанавливаться меньшие значения периодичности. 2. При использовании автомобилей в сельском хозяйстве допускается применять коэффициент меньше единицы (не менее 0,7). 3. При круглосуточной работе трактора ежесменное техничес­кое обслуживание проводиться через 8 - 10 ч.
На основании имеющейся исходной ин­формации применяются различные расчетные зависимости. 
1.3.10
При использовании приведенного урав­нения следует иметь в виду, что возможны случаи, когда средние или полные ресурсы деталей равны или больше амортизационного пробега Ьш. Такое положение не исключает полностью необходимости в запасных частях этого наименования, так как в расчетные уравнения входят средние ресурсы. Распреде­ление ресурсов деталей и амортизационного пробега машины могут быть такими, что их совмещение не исключит отказы деталей до списания машины.


 

Поиск


Сейчас 64 гостей онлайн





Забыли данные входа на сайт?