1.4.1. Виды и организация испытаний

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Машиностроение
Глава 1.4
ИСПЫТАНИЯ МАШИН, АГРЕГАТОВ, СИСТЕМ
 
К испытаниям машин предъявляются следующие основные требования:
достоверность оценок эксплуатационных и потребительских свойств для снижения рис­ка принятия ошибочного заключения о каче­стве и техническом уровне продукции массо­вого производства, идентифицированной с испытанными образцами;
оперативность получения результатов для сокращения сроков постановки в производство новой модели или устранения в процессе мас­сового производства ее недостатков, выявлен­ных при испытаниях или эксплуатации;
воспроизводимость условий для обеспе­чения сопоставимости результатов испытаний, проведенных на различных моделях и моди­фикациях в разное время;
объективность оценки качества и техни­ческого уровня машин при анализе результа­тов и сохранения их сопоставимости на этапах обобщения и обработки;
сопоставимость результатов с данными наблюдения в эксплуатации для исключения затрат на разработку мероприятий по устране­нию недостатков, не проявляемых в рядовой эксплуатации при использовании по прямому назначению.
В соответствии с этими требованиями сложилась система испытаний колесных и гусеничных машин (рис. 1.4.1). Испытания, проводимые на этапах проектирования и про­изводства, как правило, носят характер конт­рольных, так как предназначены для опреде­ления соответствия машины нормативно- технической документации. Испытания на этапе эксплуатации относятся к категории определительных в связи с тем, что их резуль­таты позволяют получить фактическую харак­теристику машины для конкретных условий эксплуатации.
В соответствии с требованиями испыта­ния колесных и гусеничных машин классифи­цируют по следующим основным признакам: этапы разработки, цель испытаний, периодич­ность проведения, продолжительность и сте­пень интенсификации, место проведения и др. Такая система испытаний позволяет сохранить преемственность их видов для использования результатов предыдущих испытаний в после­дующих и их сопоставления, что позволяет комплексно оценить изменение качества ма­шины по всем жизненным циклам в течение всего периода выпуска. Все виды испытаний проводятся по соответствующим программам и методикам.
Исследовательские испытания осуществ­ляют на этапе проектирования с целью выбора и обоснования оптимальных значений показа­телей эксплуатационных и потребительских свойств машины, а также для поэтапного до­ведения конструкторской документации, обес­печивающей производство изделия, соответ­ствующего требованиям технического задания и другой нормативной документации.
Исследовательские испытания подразде­ляют на поисковые, когда определяют основ­ное направление создания модели, компоно­вочную схему и возможности достижения в производстве определенного технического уровня, и на доводочные, в ходе которых на опытных образцах выявляются недостатки конструкции, по которым проводится дора­ботка конструкторской документации и прове­ряется ее эффективность. Исследовательские испытания проводятся часто форсированными методами в объеме запланированного ресурса.
Предварительным испытаниям подвергают опытные образцы с целью проверки готовнос­ти изделия к приемочным испытаниям, они частично выполняют задачу доводочных испы­таний, так как по их результатам осуществля­ют доводку конструкции. Предварительные испытания проводятся по стандартизованной типовой программе-методике, которая может изменяться в зависимости от результатов дово­дочных испытаний. Испытания проходят в объеме ресурса с измерениями характеристик эксплуатационных и потребительских свойств, по которым в ходе доводочных испытаний отмечались недостатки.
Приемочные испытания осуществляются на опытных образцах с целью совместной (разработчика, изготовителя и заказчика) оценки соответствия выполненной разработки техническому заданию, требованиям правил стандартов (в том числе международных), для принятия решения о постановке изделия в серийное производство. При этом используют стандартизованные программы-методики в объеме гарантийного пробега с выполнением большого объема работ по определению эксп­луатационно-потребительских свойств. При пробеговых испытаниях применяют нормаль­ный режим - режим, имитирующий эксплуа­тационные условия, для которых предназначе­на разрабатываемая модель.
Квалификационные испытания на серий­ных образцах первой установочной партии предназначены для проверки готовности про­изводства к серийному выпуску в соответствии с конструкторской документацией. В рабочей программе испытаний отражены особенности технологии изготовления, ее соответствие тре­бованиям конструкторской документации. Квалификационные испытания могут быть совмещены с эксплуатационными. По резуль­татам испытаний в технологию изготовления и в конструкторскую документацию вносятся необходимые изменения и уточнения.
Сертификационные испытания осуществ­ляются на серийных образцах для окончатель­ного принятия решения о выпуске разрабо­танной конструкции и получения разрешения на реализацию изделия в продаже по требова­ниям безопасности и экологии окружающей среды. Испытания имеют особо официальный статус и выявляют соответствия конструкции требованиям, предъявляемым к машине при ввозе ее в какую-либо страну (международные требования), а также национальным стандар­там. При оценке продукции международным требованиям используют международные стан­дарты. По результатам испытаний и проверки производства на сертифицированную модель колесной или гусеничной машины выдается сертификат, который является основой для получения разрешения на эксплуатацию ма­шины.
Периодические испытания проводимые ежеквартально, предназначены для контроля за текущим производством путем оценки соот­ветствия выпускаемых машин техническим условиям и требованиям стандартов по основ­ным эксплуатационным и потребительским свойствам. Испытания проводятся предприя­тием-изготовителем, их результаты могут до­полнять результаты других видов испытаний, носящих контрольные функции, для повыше­ния их достоверности и снижения риска оши­бочных заключений о качестве серийно вы­пускаемой продукции. Испытания проводятся в объеме 5... 10 тыс. км пробега с определени­ем некоторых основных показателей эксплуа­тационных и потребительских свойств.
Инспекционные испытания позволяют оценить соответствие серийно выпускаемых моделей машин техническим условиям, отече­ственным и международным стандартам на период гарантийных обязательств предприя­тия-изготовителя. По результатам инспекци­онных испытаний осуществляется инспекци­онный контроль сертифицированной продук­ции на ее соответствие выданному сертифика­ту. По результатам этих испытаний может быть выдан сертификат, для чего в программу испытаний вносят соответствующие изменения и дополнения.
Испытания проводятся в объеме гаран­тийного пробега по стандартным программам и методам. В ходе лабораторно-дорожных испытаний исследуют свыше 20 различных эксплуатационных и потребительских свойств, характеризуемых более чем 200-ми показате­лями. Пробеговая часть испытаний выполня­ется чаще всего в форсированном режиме с приведением результатов к нормальным эксп­луатационным условиям в зависимости от назначения машины.
Ресурсные испытания предназначены для подтверждения заданного или объявленного ресурса до капитального ремонта машины и ее агрегатов, а также для определения показате­лей безотказности, ремонтопригодности и сохраняемости. В ходе пробеговых испытаний выявляют изменения показателей основных эксплуатационных и потребительских свойств, проверяют их соответствие заданным требова­ниям, уточняют номенклатуру запасных частей и норм расхода эксплуатационных материалов в зависимости от срока эксплуатации машины и др.
Рабочие программы и методы испытаний разработаны на основе стандартизованной типовой программы-методики. Испытания часто совмещаются с инспекционными. В пе­риод серийного выпуска модели, ее подверга­ют двух-, трехкратным испытаниям.
Эксплуатационные испытания проводят с целью исследования соответствия машины реальным условиям эксплуатации, которые при испытаниях по специальным программам лишь моделируются и, следовательно, не могут воспроизвести их многообразие. Эксплуатаци­онные испытанияMoiyrвключаться в пропро­граммы исследовательских и контрольных испытаний в виде отдельных этапов. В первом случае испытывают 10-30 машин в различных климатических зонах при правильном их ис­пользовании, обслуживании и ремонте, во втором машины проходят полигонные испы­тания.
Как вид эксплуатационных испытаний следует рассматривать наблюдения без вмеша­тельства в процесс использования, обслужива­ния и ремонта машины, сбор, обобщение и анализ претензий по гарантии, различных экспортных опросов потребителя, материалов станций технического обслуживания, ремонт­ных заводов, спроса на запасные части и др.
Материалы эксплуатационных испыта­ний отражают реальную картину реализации эксплуатационных и потребительских свойств машин при функционировании в конкретных условиях назначения, позволяют исключить малозначительные факторы и выделить основ­ные, позволяют установить связь условий экс­плуатации с уровнем реализации свойств ма­шины и др.
Однако этот вид испытаний обладает ря­дом недостатков, которые не позволяют им выполнять конкретные оценки качества и тех­нического уровня машины. К ним относятся: длительность; несопоставимость во времени; подверженность влиянию факторов, не харак­теризующих качество машины, но не суще­ственно влияющих на значения получаемых показателей; невозможность изучения по их результатам причины выявляемого недостатка и др. Эксплуатационные испытания не могут выполнять роль сертификационных.
Виды испытаний основаны на результатах функцио­нальных испытаний, к которым относятся прежде всего стендовые испытания агрегатов и полнокомплектных машин, лабораторно- дорожные, полевые (полигонные) испытания в заданных условиях на специальном оборудо­вании и сооружениях с привлечением всех средств извлечения возможно более полных и достоверных данных о свойствах и характерис­тиках объекта при сокращенных сроках на обработку.
В организации испытаний выделяют сле­дующие этапы: планирование, проведение, обработка результатов и выработка заключений и рекомендаций. В программу испытаний, как правило, включаются разделы со следующими сведениями:
описанием объекта испытаний - наиме­нование машины, число испытуемых образцов и пробег до начала испытаний, описание кон­структивных особенностей, влияющих на из­меряемые показатели, сведения об аналогах, типаж объекта и др.;
целью испытаний с указанием конкрет­ных задач, которые должны быть решены как в процессе проведения, так и по их заверше­нии при анализе результатов;
общими положениями с указанием пе­речня документов на проведение испытаний, места и сроков их проведения, сведениями о ранее проведенных испытаниях (стендовых, лабораторных и дорожных), организацией, проводящей испытания, этапностью испыта­ний и др.;
общими условиями проведения испыта­ний, в которые включены сведения о метеоро­логических условиях, нагрузке и применяемом балласте, о смазочных материалах и рабочих жидкостях, особенностях обслуживания и ре­монта, приборах и оборудовании, точности измерений, технике безопасности и др.;
объемом испытаний с регламентацией этапов испытаний, эксплуатационных и по­требительских свойств, подлежащих определе­нию и оценке, цикличности испытаний, про­должительности пробега;
методами испытаний, в которых указаны средства и условия испытаний, алгоритмы выполнения операций по пунктам программы, порядок и способы регистрации, обработки анализа и оценки результатов испытаний, формы представления данных, требования к достоверности и точности получаемой инфор­мации и др.;
отчетностью, включающей вид отчетного документа и содержание разделов, порядок согласования и утверждения, сроки представ­ления, адреса рассылки, приложения.
Общим требованием к программам и ме­тодам испытаний является применение наибо­лее прогрессивных, экономически обоснован­ных методов их организации и проведения, достоверных методов измерений с использова­нием результатов теоретических и эксперимен­тальных работ по созданию машин, ускорен­ных и форсированных методов, особенно для тех видов испытаний, которые имеют большую продолжительность. Характерные работы, про­водимые при различных испытаниях.


 

Поиск


Сейчас 45 гостей онлайн





Забыли данные входа на сайт?