2.1.3. Автобусы

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Машиностроение
Наиболее приемлемой классификацией автобусов по их назначению следует считать их деление на три класса: I) городские; II) между­городные; III) дальнего следования.
Для отечественных автобусов можно вы­делить еще дополнительный класс ведом­ственных автобусов, предназначенных для доставки людей к месту работы.
К автобусам класса I относятся городские автобусы, обладающие наибольшей вместимос­тью (наличие большого числа стоячих мест) и высокими параметрами пассажирообмена (большие площадь пола, ширина дверей, низ­кий уровень пола и др.), и максимально с ними унифицированные пригородные автобу­сы, предназначенные для пассажирского со­общения города с ближним пригородом.
Автобусы класса II предназначены для обеспечения междугородных перевозок район­ного и областного масштаба, сообщения горо­дов с дальним пригородом, местных перевозок в сельской местности. Они отличаются от ав­тобусов класса I большей долей числа мест для сидения, наличием в основйом четырехрядной планировки, отсутствием накопительных пло­щадок с размещением стоящих пассажиров только в проходе, уменьшенным числом слу­жебных дверей, повышенными параметрами геометрической проходимости, комфортабель­ностью для пассажиров и т.д.
Автобусы класса III предназначены для перевозки только сидящих пассажиров в усло­виях высокого комфорта на дальние расстоя­ния и в туристических или экскурсионных целях. Они снабжены багажными отделениями и рядом дополнительного оборудования: ра­дио-, магнито- и телеустановками, местом для гида, гардеробом, баром, туалетом, индивиду­альными освещением и вентиляцией, систе­мой кондиционирования и т.д. Автобусы клас­са III могут быть выполнены повышенной этажности, с наклонно расположенным сало­ном для улучшения обзорности и иметь раз­нообразные компоновочные схемы.
Особо малые автобусы можно классифи­цировать следующим образом. К классу I мо­гут быть отнесены особо малые автобусы, вы­полняющие функции "маршрутных такси", т.е. осуществляющие перевозки на внутригородских коротких маршрутах, и способные перевозить стоящих пассажиров. Характерным для компоновки таких автобусов являются повышенная высота салона, небольшое число расположенных по периметру мест для с ид е- ния, широкая боковая (реже задняя) дверь, низкий уровень пола, пространство для сто­ящих пассажиров (накопительная площадка), поручни для стоящих пассажиров, т.е. типич­ные конструктивные признаки городского автобуса.
К классам II и III можно отнести автобу­сы особо малой категории, предназначенные для перевозки сидящих пассажиров, с различ­ной степенью комфортабельности, определяе­мой планируемой продолжительностью поезд­ки.
Большинство выпускаемых в мире малых автобусов относится к классам II и III. Ма­лыми автобусами класса II являются отече­ственные ПАЗ-3205, имеющие в основном четырехрядную планировку салона, одну или две служебные двери и поручни для стоящих в проходе пассажиров и предназначенные для перевозок пассажиров на местных маршрутах. Малые автобусы, в зависимости от класса на­значения, имеют полную вместимость 25 ... 50 пассажиров и полную массу в наиболее харак­терных диапазонах 5,3 ... 6,5 и 8,2 ... 8,8 т.
Автобусы средней размерности, как пра­вило, унифицированы с большими автобуса­ми, чему в значительной мере способствует приобретающая популярность модульная кон­струкция кузова. Средние автобусы производят многие европейские фирмы, но их выпуск относительно невелик. В отечественной промышленности средние автобусы классов II и III представлены семейством ЛАЗ. Средние автобусы имеют вместимость 55 ... 75 пасса­жиров и полную массу 9,5 ... 13,5 т.
Большие автобусы составляют наиболь­шую долю в мировом производстве автобусов, кроме особо малых. Эта размерность автобусов характеризуется наибольшим разнообразием конструкций и компоновочных схем. Наи­большую часть выпуска составляют автобусы класса I с различными вариантами планировок салона. При наиболее типичных схемах пла­нировки автобусов для внутригородских пере­возок число пасссажиров можно определить осредненно как произведение длины автобуса (м) на 10, т.е. при длине 9,5 м - 95 пассажи­ров. Большое число планировок салона, при­меняющихся ведущими автобусастроительны- ми фирмами, приводит к определенному сти­ранию граней между автобусами классов I и II. Автобусы класса I и II имеют вместимость 80 ... 120 пассажиров и полную массу 14 ... 18,5 т. Большие автобусы класса III конструктивно представляют собой наиболее разнообразную группу: их выполняют двух- и трехосными, одно-, полутора- и двухэтажными, с большим ассортиментом дополнительного оборудова­ния. Следует отметить, что европейская клас­сификация распространяется лишь на одно­этажные автобусы.
Особо большие или сочлененные автобусы производятся на тех же предприятиях, что и большие автобусы, и максимально унифици­рованы с ними. В подавляющем большинстве они представляют собой автобусы класса I, за исключением единичных моделей сочленен­ных автобусов классов II и III. Особо большие автобусы выпускаются с габаритной длиной 16,5 ... 18 м, имеют вместимость 145 ... 184 пассажиров и полную массу 24 ... 28 т. Эти автобусы предназначены для осуществления перевозок на наиболее напряженных городс­ких реже пригородных и междугородных мар­шрутах.
Троллейбусы выпускаются только боль­шой и особо большой размерности для осуще­ствления внутригородских перевозок большого числа пассажиров. Определилась тенденция в унификации троллейбусов с автобусами, вплоть до применения полностью унифициро­ванных кузовов, комплектуемых либо дизелем, либо тяговым электродвигателем в комплекте с управляющим и токопередающим электрообо­рудованием. В последнем случае троллейбус может дополнительно оснащаться дизелем для обеспечения автономного движения.
Описанная классификация автобусов предполагает возможность дальнейшего ее расширения по размерности и более мелкого деления по назначению, например, категорией "сверхбольших" автобусов (троллейбусов), выполненных в виде трехсекционных сочле­ненных автобусов, таких, как автобусы Х237 (Франция), 280Н (Германия), или типа омнибус-бан.


 

Поиск


Сейчас 113 гостей и 1 пользователь онлайн





Забыли данные входа на сайт?