2.2.1. Нормативные ограничения, эксплуатационно-технические требования и параметры

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Машиностроение
Глава 2.2
ОБЩАЯ КОМПОНОВКА И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
2.2.1. нормативные ограничения, эксплуатационно-технические требования и параметры
Международные, государственные (на­циональные) и отраслевые стандарты регла­ментируют общие технические требования к автомобилям, требования к их свойствам, кон­струкции систем, агрегатов и узлов. С соблю­дением нормативных документов разрабаты­ваются технические задания, технические и рабочие проекты, технические условия, при­нимаются решения о постановке новых авто­мобилей на производство.
Массовые параметры. Масса неснаряженного автомобиля (укомплектованного все­ми узлами и агрегатами, без массы снаряже­ния, дополнительного оборудования, заправки топливом, охлаждающей жидкостью, жидкими маслами) характеризует материалоемкость узлов и агрегатов, необходимых для обеспече­ния движения автомобиля после его заправки. Она принята в качестве классификационного параметра легковых автомобилей.
Масса снаряженного автомобиля (до­укомплектованного, заправленною, но без груза, пассажиров, багажа, водителя и обслу­живающего персонала) является характеристи­кой общей материалоемкости автомобиля и обусловливает возможность расширения облас­тей его использования, повышение комфорта­бельности, безопасности, проходимости и др. Масса снаряженного шасси автомобиля - мас­са снаряженного автомобиля без кузова или специальной надстройки.
АВТОМОБИЛИ С КОМБИНИРОВАННЫМИ ЭНЕРГОУСТАНОВКАМИ
Полная масса автомобиля - масса снаря­женного автомобиля вместе с массой водителя, обслуживающего персонала и груза (или пас­сажиров и багажа).
Полная масса грузового автомобйля яв­ляется главным классификационным парамет­ром. В связи с широким развитием производ­ства специализированных автомобилей, т.е. большим разнообразием кузовов или других надстроек разной массы, устанавливаемых на шасси одного и того же базового автомобиля, наряду с грузоподъемностью автомобиля (наибольшая масса перевозимого груза) ис­пользуется грузоподъемность шасси (разность между полной массой автомобиля и массой снаряженного шасси с водителем и обслужи­вающим персоналом).
Для предварительного определения мас­сы грузового автомобиля можно использовать зависимости 1 между массой тсш снаряженно­го шасси, 2 грузоподъемностью тш шасси и полной массой т автомобиля (рис. 2.2.1). Полная масса двухосных автомобилей ограни­чена значениями, вытекающими из суммы предельных осевых нагрузок. Полная масса трехосных автомобилей*не должна превышать 24 т при расстоянии между крайними осями не менее 6 м.
2.2.1
Диапазон значений масс основных агре­гатов грузовых автомобилей приведен на рис. 2.2.2. Снаряженная масса полноприводного автомобиля на 20 ... 25 % больше массы базо­вого
2.2.2
 
1 - силовой агрегат; 2 - задний мост; 3 - рама; 4 - передний мост; 5 - платформа; 6 – кабина
Удельная масса основных агрегатов лег­ковых автомобилей (%) к массе неснаряженно- го автомобиля приведена ниже:
Двигатель в сборе, без электрообо­рудования
Трансмиссия        
Передняя подвеска             
10...12 4...6 6...7 5...6 6...7
Задняя подвеска  
Колеса и шины     
Кузов в сборе с сиденьями, без электрооборудования   50... 55
При расчете полной массы автомобиля масса водителя и обслуживающего персонала принимается равной 75 кг, пассажира 68 кг, багажа на каждого пассажира (с учетом ручной клади) 3 кг для пригородных автобусов, 13 кг для автобусов местного сообщения и 23 кг для междугородных и туристских автобусов, 10 кг для легковых автомобилей, а для автомобилей высокой проходимости масса каждого челове­ка 100 кг.
Оценка степени конструктивного совер­шенства и рационального использования мас­сы грузового автомобиля производится по показателю удельной массы шасси. Удельная масса шасси Шу определяется для конструк­тивной грузоподъемности шасси, представля­ющей собой разность между полной конструк­тивной массой автомобиля и массой снаря­женного шасси, и установленного ресурса до капитального ремонта:
Расстояние между мостами,
м                            1...1Д
Предельная осевая нагруз­ка, кН, не более                       57,5
Допускается увеличение предельной осе­вой нагрузки у городских и пригородных ав­тобусов до 115 кН при расстоянии между ося­ми свыше 2 м. Для внедорожных автомобилей ограничения по осевым нагрузкам отсутству­ют.
Для обеспечения удовлетворительных тягово-сцепных свойств грузовых автомобилей первой группы передняя осевая нагрузка не должна превышать значений (% полной мас­сы), приведенных ниже (в скобках даны зна­чения, полученные от массы снаряженного автомобиля).
Автомобиль с колесной
формулой: 4 x 2     24...30[1] (49)
               6 x 4                       28 (47)
* Для автомобилей полной массы менее 5 т.
новленный ресурс до капитального ремонта, млн. км.
При сравнительной оценке материалоем­кости по данному показателю различных ав­томобилей они должны быть приведены к единой комплектации.
Осевые нагрузки. Предельные осевые нагрузки, передаваемые на опорную поверх­ность наиболее нагруженными мостами авто­мобиля, в зависимости от расстояния между смежными мостами не должны превышать значений, приведенных ниже.
1,2...1,3 1,3...1,39 1,39...2 Свыше 2
72,5        80            90            100
Осевые нагрузки у грузовых автомобилей второй группы распределяются следующим образом:
передняя практически равна допустимой нагрузке на шины переднего моста;
задняя равна максимально допустимой нагрузке на дорогу, в обоснованных случаях принимается меньше.
1,1...1,2 65
Осевые нагрузки, приходящиеся на мос­ты полноприводных автомобилей, примерно равны между собой. Рекомендуемые значения распределения осевых нагрузок грузовых и легковых автомобилей приведены в табл. 2.2.1 и 2.2.2.
 2.2.1. Распределение осевых нагрузок у грузовых автомобилей, %

Группа автомобиля

Колесная формула

Передняя

Задняя.

Первая

4x2 6x4

24...30/45...49 25...28/42...47

70...76/51...55 72...75/53...58

Вторая с осевой нагрузкой, кН:

80

100

4x2 6x4 4x2 6x4

26...31/46...53 22...24/38...44 33...38/51...58 23...29/41...47

69...75/47...54 76...78/56...62 62...67/42...49 71...77/53...59

Полноприводный

4x4

6x6 8x8

46...49/56...62 30...33/46...49 48,5V-

51...54/38...44 67...70/51...54 51,5/-

 
2.2.2. Распределение осевых нагрузок у легковых автомобилей, %

Загрузка

Расположение двигателя

автомобиля

перед задней осью

над (перед) передней осью

за задней осью

Без нагрузки

Два человека, сидящих на передних

сиденьях

Полная нагрузка

53...54/47...48 52...53/47...48

43...48/52...57

60...62/38...40 59...60/40...41

49...52/48...51

39...41/59...61 41...43/57...59

40...41/60...61

 
Примечание. В числителе приведены значения для передней осевой нагрузки, а в знаме­нателе - для задней.
Правильно выбранное распределение осевых нагрузок у автомобиля имеет большое значение для обеспечения его удовлетвори­тельной курсовой устойчивости и проходимос­ти, особенно при движении по скользкой до­роге. При переднеприводной компоновке лег­ковых автомобилей стремятся, чтобы относи­тельное разгружение передних колес при пол­ной нагрузке было минимальным. Осевые нагрузки у автобусов распределяются таким образом, чтобы обеспечивалась равномерная загрузка шин переднего и заднего мостов.
Габаритные размеры автомобиля. Пре­дельная габаритная длина автомобилей уста­новлена 12 м, а габаритная высота - не более 4 м. При высоте автомобилей более 3,8 м пре­дусматривается возможность временного уменьшения ее до пределов, обеспечивающих перевозку по железной дороге (применение разборных дуг тента платформы, снижение давления воздуха в шинах). Наибольшая габа­ритная ширина общетранспортных автомоби­лей принята 2,5 м. В нее должно вписываться полностью все оборудование за исключением боковых зеркал заднего вида, которые могут выступать за пределы наибольшего габарита, при условии установки их на откидных крон­штейнах, а также эластичные (мягкие) элемен­ты, например, брызговики. Для некоторых полноприводных автомобилей допускается увеличение ширины до 2,75 м.
Общие эксплуатационно-технические тре­бования. Их основу составляют нормативные документы, которые обеспечивают единство подхода к созданию различных автотранспорт­ных средств, удобство их использования и эффективность. При проектировании автомо­билей, как правило, эти требования реализу­ются следующим образом.
Автомобили, без дополнительных уст­ройств, рассчитываются на эксплуатацию при температуре воздуха -45 ... +50 °С, влажности до 98 % при температуре +25 °С, при скорос­ти ветра 20 м/с, высоте до 4500 м над уровнем моря.
Максимальная скорость грузового авто­мобиля общетранспортного назначения на горизонтальном участке с сухим ровным по­крытием при полной массе не более 3,5 т обеспечивается 85 ... 100 км/ч.
Максимальный подъем, преодолеваемый грузовым одиночным автомобилем с полной массой при движении по сухому твердому ровному покрытию не менее 25 %, автопоез­дом 18 %, а троганье с места при полной мас­се одиночного автомобиля обеспечивается на подъеме не менее 20 %.
Наружный радиус поворота автомобиля, измеренный по наибольшему габариту, вы­держивается не более 12 м.
Дорожный просвет (клиренс) грузовых автомобилей принимается более 200 мм при грузоподъемности 1,5 т, 240 мм при 3 т, 260 мм при 5 т, 270 мм при 8 и 12 т. Для автомо­билей высокой проходимости дорожный про­свет увеличивается не менее чем на 100 мм и может достигать 450 ... 500 мм.
Погрузочная высота общетранспортных грузовых автомобилей выбирается не более 1150 мм при грузоподъемности 1,5 т; 1200 мм при 3 и 5 т; 1400 мм при 8 и 12 т.
Внутренние размеры бортовых платформ обеспечивают рациональное размещение кон­тейнеров и тары. На автомобилях, предназна­ченных для международных перевозок, борто­вые платформы оборудуются дугами, тентами, средствами их установки, крепления и плом­бирования в соответствии с правилами между­народных перевозок.
Максимально допустимая сила (Н) для приведения в действие органов управления автомобиля принимается следующей.
На педали рабочей тормозной систе­мы              686
На педали сцепления:
при наличии усилителя        147
без усилителя        245
На рычаге коробки передач                147
На рычаге стояночной тормозной сис­темы       392
На рулевом колесе при переходе от прямолинейного движения к движению по окружности радиусом 12 м при ско­рости 10 км/ч на горизонтальном учас­тке с сухим твердым ровным покрыти­ем:
для рулевого управления без усили­теля на пути более 17 м          245
для рулевого управления с усилите­лем на пути не более 11м        118
в случае прекращения действия уси­лителя на пути         490
Запас хода по контрольному расходу топлива у автомобилей грузоподъемностью менее 5 т принимается не менее 650 км, более 5 т у полноприводных автомобилей с бензино­вым двигателем - не менее 800 км, с дизелем - не менее 1000 км.
Автомобили оборудуются сзади стандарт­ным тягово-сцепным устройством, а предназ­наченные только для одиночного использова­ния - устройствами для вытаскивания заст­рявшего автомобиля и местом для установки тягово-сцепнош устройства. В передней части автомобиля предусматриваются устройства, обеспечивающие его длительное и надежное буксирование на жесткой сцепке.
Создаются места для надежного крепле­ния автомобилей при их транспортировке, погрузке и разгрузке. Полноприводные авто­мобили выполняют так, чтобы они вписыва­лись в железнодорожный габарит.
Предусматривается возможность удобно­го проведения монтажных и ремонтных работ, применения диагностических установок и приборов, устранения неисправности или от­каза без разборки узла или с минимальной разборкой смежных узлов и агрегатов.
К специфическим требованиям для авто­мобилей высокой проходимости относятся (технические требования в полном объеме на конкретные модели автомобилей устанавлива­ют в техническом задании) следующие:
возможность эксплуатации на дорогах с твердым покрытием, грунтовых дорогах раз­личного состояния и местности, преодоления бродов;
возможность отбора мощности (до 40 % номинальной мощности на стоянке и до 10 % при движении);
возможность установки тяговых лебедок для сам о вытаскивания с рабочей длиной троса не менее 60 м и места для размещения поли­спаста на автомобилях грузоподъемностью 1,5 т и более;
оборудование раздаточных коробок, как правило, межосевыми дифференциалами меж­ду управляемыми и неуправляемыми мостами, блокируемыми с места водителя и имеющими сигнальное устройство в кабине водителя;
установка межколесных дифференциалов задних ведущих мостов самоблокирующегося типа или использование механизма принуди­тельной блокировки, приводимого в действие с рабочего места водителя;
применение на автомобилях грузоподъ­емностью 1,5 т и более шин регулируемого давления при управлении и контроле с места водителя.
Перспективные требования к техничес­кому уровню и качеству автомобилей (удель­ной массе, удельному контрольному расходу топлива, показателям надежности) также опре­деляются стандартами.
Для автомобилей первой группы мини­мальный коэффициент сцепного веса получа­ется для движения автомобиля в трудных до­рожных условиях (коэффициент сопротивле­ния качению /= 0,02 ... 0,03, уклон / = 0,06, коэффициент сцепления шин с дорогой ф=0,2):
Для автомобилей второй группы удовлет­ворительные тягово-сцепные свойства обеспе­чиваются при значительно меньших коэффи­циентах сцепного веса, что обусловлено эксп­луатацией их на дорогах, создающих меньшее сопротивление качению и имеющих меньшие продольные уклоны.
Коэффициенты сцепного веса одиночных отечественных грузовых автомобилей приведе­ны в табл. 2.2.3.
Грузо- и пассажировместимость«Для пере­возимых грузов, значительно отличающихся по плотности (0,3 ... 3,25 т/м3), для повыше­ния коэффициента использования грузоподъ­емности наряду со стандартными бортовыми платформами применяют удлиненные и уко­роченные платформы. Внутренние размеры бортовых платформ грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки грузов в стан­дартизованной таре и контейнерах, рекомен­дуется принимать согласно данным табл. 2.2.4.
Применение грузовых платформ различ­ной длины требует создания модификаций автомобилей с различной базой.
2.2.3. Коэффициент сцепного веса отечественных одиночных грузовых автомобилей

Группа

автомобиля

Колесная

формула

Нагрузка на

ведущие колеса, кН

Полная масса

автомобиля, т

Коэффициент

сцепного веса

Первая

4x2

60

8

0,750/0,55

 

6x4

110

15

0,733/0,545

Вторая

4x2

80

12

0,667/0,472

 

6x4

140

18,5

0,760/0,570

 

4x2

100

16

0,620/0,407

 

6x4

180

24

0,750/0,350

Примечание. В числителе даны значения для автомобиля с полной массой, а в знаменате­ле - без груза.
2.2.4. Внутренние размеры бортовых платформ грузовых автомобилей (м)

Грузо­подъемность, т

Внутренняя ширина, не менее

Внутренняя длина, не менее

Внутренняя

высота основных бортов, не менее

короткой

нормальной

удлиненной

0,5 ... 1

1,64

1,83

2,44

3,05

0,4

1 ... 2

2,10

2,44

3,05

3,66

0,4

2 ... 4,5

2,10

3,05

3,66

4,22

0,55

6 ... 8

2,42

4,35

5,22

6,10

0,6

8 ... 10

2,42

5,22

6,10

6,96

0,6

10 ... 12

2,42

6,10

6,96

7,83

0,6

12 ... 14

2,42

6,96

7,83

8,70

0,6

14 ... 15

2,42

7,83

8,70

-

0,6

Пассажировместимость (вместимость) определяется числом пассажиров, которое может одновременно перевозиться в автобусе или легковом автомобиле и зависит от полез­ной площади салона. Полезную площадь са­лона автобуса составляет площадь, занятая пассажирскими сиденьями, и площадь, пред­назначенная для стоящих пассажиров. Полную вместимость автобусов определяют исходя из полезной площади салона и норм площади пола, отводимой для пассажиров. Установлены следующие нормы площади для пассажиров городских и пригородных автобусов: на одного сидящего пассажира не менее 0,315 м2; на одного стоящего пассажира городского автобу­са 0,125 м2 и пригородного 0,15 м2.
На полную вместимость городских и пригородных автобусов оказывает существен­ное влияние характер планировки пассажирс­кого помещения, определяемый коэффициен­том мест для сидения,
Kq = пс / л,
где пс - число мест для сидения; п - общее число мест.
Вместимость автобусов основных типов приведена в табл. 2.2.5.
Легковые автомобили в зависимости от их класса имеют следующее число пассажиров:
Особо малого       4 (для некоторых моделей 5)
Малого и среднего               5
Большого              7
2.2.5. Вместимость автобусов основных типов

Класс

автобуса

Назначение

Число мест для

сидения

Полная

вместимость

Коэффициент

Ас

Особо малый

Общего назначения

9 - 14

9 - 14

1

Малый

Местного сообщения

19 - 25

35 - 41

0,46 - 0,72

Средний

Городской

22 - 25

90 - 95

0,23 - 0,28

 

Пригородный

31 -32

63 - 65

0,48 - 0,51

Большой

Городской

25 - 30

100 - 120

0,21 - 0,3

 

Междугородный

42 - 45

42 - 45

1

Особо большой (сочлененный)

Городской

35 - 45

160 - 180

0,19 - 0,28

 


 

Поиск


Сейчас 47 гостей и 5 пользователей онлайн





Забыли данные входа на сайт?
Экспертиза лифтов отработавших нормативный срок службы "ИЦ "Союз".