2.3.2. Кузова легковых автомобилей

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Машиностроение
По форме и размещению пассажиров ку­зова могут быть следующих типов:
седан двух- или четырехдверный, четы­рех- или пятиместный;
универсал (с резко заканчивающейся задней частью) трех- или пятидверный;
купе двухместный, с дополнительными стесненными местами сзади;
лимузин (высококомфортабельный) со стеклянной перегородкой, отделяющей води­теля от пассажиров, трех- и пятиместный, с дополнительными откидными сиденьями.
Другие варианты кузовов отличаются различными конструктивными особенностями: со складывающимися или убирающимися крышами, опускающимися стойками, откры­тые и т.д.
По внутренней и наружной отделке ку­зова могут быть обычного исполнения и "люкс", отличающиеся улучшенной отделкой лакокрасочного покрытия и интерьера, обес­печивающими более высокую комфортабель­ность автомобиля.
По конструктивным особенностям (при­нимаемым технологическим решениям, мате­риалам, объемам производства) кузова делятся на каркасные и несущие. В условиях массово­го производства применяются в основном несущие конструкции кузовов, изготовленные из листовой стали. Каркасный кузов представ­ляет собой пространственную стержневую не­сущую систему, выполненную в основном из замкнутых тонкостенных профилей, к кото­рым тем или иным способом прикреплены наружные и внутренние панели, не являющие­ся несущими элементами конструкции. В не­сущих кузовах несущая система образована в результате жесткого соединения каркаса (в основном электроконтактной сваркой) с внут­ренними и наружными панелями и различны­ми усилителями в единое целое. Несущие ку­зова обеспечивают наибольшие прочностные показатели при хорошей технологичности в условиях массового производства, меньшей металлоемкости и рациональном расходе ме­талла.
Основным материалом, применяемым для изготовления корпусов кузовов, является низкоуглеродистая качественная сталь с со­держанием углерода 0,08 %, имеющая хоро­шую штампуемость и свариваемость, толщи­ной 0,6 ... 1,5 мм.
Для изготовления ручек дверей, декора­тивных деталей, облицовок радиаторов и фар применяют литые цинковые и алюминиевые сплавы. Широкое использование в отделке кузова, панелей приборов, систем отопления и вентиляции находят различные пластмассы, отличающиеся высоким качеством, декоратив­ностью и малой материалоемкостью. Общая масса пластмассы, используемой при произ­водстве одного кузова, достигает 40 ... 60 кг.
Для снижения уровня шума в салоне и создания хорошей теплоизоляции применяют различные шумо- и теплоизоляционные мате­риалы в виде плит, матов, представляющих собой различные слоистые конструкции из естественных и синтетических ват и листов на битумной основе. Для отделки интерьера слу­жат синтетические ткани и пленки различной фактуры, жесткие и мягкие полиуретаны, мас­тики.
Особенность проектирования кузовов со­стоит в умелом объединении в одно целое сведений и требований из многих отраслей знаний. Круг вопросов, которые необходимо решить в начальной стадии проектирования, охватывает эргономику, эстетику, аэродинами­ку, механику, технологию, экономику. Ком­поновка кузова тщательно оценивается на на­турном посадочном макете, одновременно формулируется основная конструктивная кон­цепция будущего кузова, отрабатывается тех­нологическая возможность его производства и проводится экономический расчет с широким применением ЭВМ. Заложенные в память машины основные нормативные требования и результаты анализа других конструкций кузо­вов позволяют уже на ранней стадии проекти­рования просмотреть различные варианты компоновок и конструктивных решений, оп­тимальных для разрабатываемого кузова.
К основным нормативным требованиям, учитываемым при проектировании кузова, относятся требования к пассивной безопаснос­ти конструкции (уменьшению для водителя и пассажиров тяжести последствий при дорож­ных происшествиях): ремням безопасности, жесткости кузова, безопасности интерьера, рулевого колеса, щитка приборов, дверным замкам, обзорности с рабочего места водителя и др.
Дальнейшие этапы работы по созданию формы воплощаются в эскизах, масштабных и натурных макетах. Тщательная проработка формы и особенно ее деталей, определяющих особенность формы, является особенно важ­ной.
Точное воспроизведение поверхности ку­зова на макете автомобиля необходимо для проведения прочностных и аэродинамических расчетов, разработки штамповой и инструмен­тальной оснастки. Работа эта облегчается с помощью комплекса ЭВМ и измерительных машин. Применение ЭВМ позволяет исклю­чить трудоемкий процесс изготовления масш­табных и натурных макетов кузова, так как полученные с помощью ЭВМ поверхности могут быть использованы для прочностных расчетов методом конечных элементов и выве­дены на графопостроитель для разработки конструкции кузова, а также на станки с про­граммным управлением.
Поверхности кузова позволяют разрабо­тать конструкцию корпуса, представляющую собой совокупность несущих элементов, обес­печивающих жесткость пространственной сис­темы автомобиля.
Современный кузов легкового автомоби­ля имеет около 400 штампуемых деталей: 5 % крупногабаритных, 10 % крупных, 25 % сред­них и 60 % малых. Штамповкой практически можно получить детали любой формы. В про­цессе проектирования рассматриваются вопро­сы формообразования деталей кузова и способ их соединения. Основным способом соедине­ния деталей является контактная сварка. Необ­ходимо предусмотреть возможность выполне­ния швов сварочным инструментом. При сварке кузова насчитывается 6-10 тыс. точек сварки. Легкость выполнения соединений за­висит от группирования деталей кузова в сбо­рочные единицы. Технологичность сборочных единиц основана на подборе соответствующих сечений деталей и правильных монтажных баз.
Интерьер кузова должен создавать ком­фортабельные условия для водителя и пасса­жиров. К важнейшим узлам интерьера отно­сятся панель приборов и сиденья. Удобство считывания показаний приборов, размещения рычагов и различных переключателей в значи­тельной степени влияет на безопасность дви­жения. Правильное решение этого вопроса возможно только при обеспечении требований эргономики.
Конструкция сидений должна отвечать требованиям эргономики и безопасности: иметь различные регулировки по длине и углу наклона подушки и спинки, подголовники, исключающие травму шейных позвонков при ударе сзади. Каркас сиденья выполняется ме­таллическим, эластичный элемент подушки и спинки может быть или пружинным, или вы­полненным из синтетических эластичных ма­териалов. Обивочный материал сидений отвечает соответствующим санитарным и эксплуа­тационным требованиям.
Вопросы безопасности выдвигают весьма жесткие специальные технические требования к кузовной арматуре, замкам, петлям, ручкам дверей. Современные кузовные замки являют­ся сложными и трудоемкими в изготовлении. Их производство связано со значительными расходами и наличием специального оборудо­вания.


 

Поиск


Сейчас 71 гостей и 3 пользователей онлайн





Забыли данные входа на сайт?
http://abilin.ru/ сдам в Аренду гусеничный экскаватор с грейфером.