2.3.5. Эргономическое обеспечение создания автомобиля

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Машиностроение
Эргономическое обеспечение (ЭО) явля­ется обязательным элементом процесса разра­ботки новой конструкции автомобиля. ЭО конструкции направлено на повышение эф­фективности, безопасности и удобства эксплу­атации автомобиля и предусматривает оптими­зацию следующего:
распределения функций между водителем и техническими средствами;
физической, физиологической и психо­логической нагрузок на водителя; условий его труда.
Основными элементами процесса созда­ния ЭО являются:
определение влияния особенностей кон­струкции разных моделей автомобилей на функциональное состояние, заболеваемость, травматизм, эффективность работы водителя и на другие негативные стороны;
разработка эргономических требований к перспективным моделям и типовых техноло­гий реализации эргономических требований в конструкциях;
психо-физические, санитарно-гигиени­ческие, биофизические, циклографические, экономико-статистические исследования тру­довой деятельности водителей;
опросы водителей и экспертные оценки; измерения геометрических параметров рабочих мест водителей и мест пассажиров,
параметров микроклимата, уровней шума и вибрации, содержания вредных веществ в воз­духе кабины и салона в условиях эксплуатации идр.;
стендовое, натуральное и математическое моделирование работы водителя;
нормативные требования и способы реа­лизации этих требований в конструкциях.
Основные эргономические требования к автомобилю приведены в табл. 2.3.6. Значи­тельная часть эргономических требований, учитывающих функциональную специфику различных типов автотранспортных средств, в настоящее время в нормативных документах отсутствует и определяется эмпирически в процессе конкретной модели автомобиля.
2.3.6. Эргономические требования к втомобилю

Номенклатура требований

Характеристика, определяющая требование

Пространство для входа, прохо­да, выхода, выполнения вспомо­гательных рабочих операций

Поза тела при движении авто­мобиля

Досягаемость органов управле­ния и регулирования

Обзорность

Отображение информации

Освещение и сигнализация

Быстродействие выполнения основных рабочих операций

Быстродействие выполнения вспомогательных рабочих опера­ций

Число пользователей с разными антропометрическими дан­ными, статическая и динамическая поза которых при входе, проходе, выполнении вспомогательных рабочих операций в автомобиле, выходе находится в диапазоне требуемых (физиологически оптимальных или допустимых) величин

Число пользователей с разными антропометрическими дан­ными, статическая и динамическая поза которых при управ­лении (поездке в качестве пассажира) должна находиться в диапазоне физиологически оптимальных или допустимых величин

Состав рабочих операций, реализуемых водителем при дви­жении автомобиля, которые должны выполняться без изме­нения положения туловища и головы

Зона обзорности, свободная от помех (очищаемая, обогрева­емая, обдуваемая, свободная от сгоек) и совпадающая с зо­ной расположения значимой информации в реальных усло­виях эксплуатации автомобиля

Состав и характеристика эргонометрических параметров зеркал заднего вида, средств отображения информации, оп­ределяющих время (при заданной надежности) восприятия информации

Состав и характеристика эргонометрических параметров средств освещения и сигнализации, определяющих время (при заданной надежности) восприятия информации

Время выполнения рабочих операций (группы рабочих опе­раций) по заданному алгоритму деятельности при управле­нии автомобилем (при заданной надежности)

Время выполнения рабочих операций (группы рабочих опе­раций) по заданному алгоритму деятельности при подготов­ке к движению, регулированию, обслуживанию (при задан­ной надежности)

Распределение функций между водителем и техническими сред­ствами

Состав и эффективность (выраженная в показателях быстро­действия при заданной надежности) средств автоматизации управления регулирования и информационного обеспечения

Силы на органах управления

Оптимальные силы воздействия на органы управления и регулирования

Температура воздуха на рабочем месте

Параметры микроклимата на рабочем месте (месте пассажи­ра) в разные сезоны года в реальных условиях эксплуатации

Токсические вещества в воздухе рабочей зоны

Концентрация токсических веществ в воздухе рабочей зоны водителя и места пассажира для реальных условий эксплуа­тации

Вибрация на рабочем месте

Уровни вибрации на рабочем месте водителя и месте пасса­жира для реальных условий эксплуатации

Шум на рабочем месте

Уровни шума на рабочем месте водителя и месте пассажира для реальных условий эксплуатации


Оценка эргономического уровня автомо­биля должна осуществляться на этапах заводс­ких, приемочных (государственных) и дорожно-контрольных испытаний.
2.3.4
Одним из основных эргономических тре­бований к автомобилю является требование к обзорности с места водителя. Передняя обзор­ность определяется размерами и расположени­ем зон А, Bt С ветрового цикла, степенью их очистки, размерами непросматриваемых зон и зоной боковой обзорности вниз (рис. 2.3.4). Значения углов, определяющих размеры и расположение зон Ау В, С, углы непросматри­ваемых зон, обусловлены типом и функцио­нальными особенностями моделей автомоби­лей. Через зоны А и В не допускается попада­ние в поле зрения водителя непрозрачных элементов, за исключением средней и боковых раздельных стоек переднего окна (при состав­ном ветровом стекле), рулевого колеса, деталей стеклоочистителя, зеркал заднего вида, наруж­ных радиоантенн.
Для определения соответствия показате­лей передней обзорности используются коор­динаты контрольных мест автомобиля и конт­рольной точки посадки относительно системы координат, применяемой при проектировании автомобилей.
Другим важным требованием является требование досягаемости. Все органы ручного управления и приборы внутреннего оборудования автомобиля, которыми пользуются во время движения автомобиля, должны быть расположены в зоне досягаемости рук водите­лей всех уровней репрезентативности (5 - 95), прикрепленных ремнями безопасности. Изме­нение рабочей позы не допускается. Зоны досягаемости (рис. 2.3.5) являются двумя трехмерными поверхностями, указывающими границы зон размещения органов ручного управления и приборов внутреннего оборудо­вания.
Координаты трехмерных поверхностей зон досягаемости определяются табличными значениями. Выбор зоны досягаемости прово­дится с учетом расчетного значения коэффи­циента компоновки и данными о количе­ственном составе среди мужчин и женщин, управляющих данным транспортным сред­ством.
Требования к взаимному расположению основных элементов рабочего места водителя (сиденья, рулевого колеса и педалей) должны обеспечивать лицам от 5 до 95 уровней репре­зентативности: рациональную рабочую позу; обзорность с места водителя; досягаемость органов управления и регулирования.
2.3.5
 
На рис. 2.3.6 представлены некоторые параметры, характеризующие взаимное распо­ложение основных элементов рабочего места водителя, которые определяются относительно координат контрольных точек автомобиля и контрольных точек посадки манекена (Д А, В).
2.3.6


 

Поиск


Сейчас 48 гостей и 5 пользователей онлайн





Забыли данные входа на сайт?
Строительный портал - Ремонт телефонов explay в подольске. Ремонт планшетов. . дизайн интерьеров http://www.design3f.com/uslugi-tseny/dizajn-intererov в Москве