100 великих изобретений - Часть 5

Рейтинг пользователей: / 34
ХудшийЛучший 
Познавательное
Содержание
100 великих изобретений
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11
Часть 12
Часть 13
Часть 14
Часть 15
Часть 16
Часть 17
Часть 18
Часть 19
Часть 20
Часть 21
Часть 22
Часть 23
Часть 24
Часть 25
Часть 26
Часть 27
Часть 28
Часть 29
Часть 30
Часть 31
Часть 32
Часть 33
Часть 34
Часть 35
Часть 36
Часть 37
Часть 38
Часть 39
Часть 40
Часть 41
Часть 42
Часть 43
Часть 44
Часть 45
Часть 46
Часть 47
Часть 48
Часть 49
Часть 50
Часть 51
Часть 52
Часть 53
Часть 54
Часть 55
Часть 56
Часть 57
Все страницы

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПЕРВОЕ,

В котором рассказывается о том, как "небесный" двигатель по воле изобретателей спустился с облаков на землю. Как самолет породнился с экскаватором.

Техническая идея, о которой пойдет речь, родилась «в рубашке». Родилась недавно. Но уже сейчас есть основания полагать, что ее ждет стремительная карьера. В этом убеждает не только богатство заложенных в ней возможностей, но и остроумие замысла. Впрочем, авторы нового изобретения — инженеры А. П. Дегтярев и С. М. Виноградов — вовсе не искали эффектного решения сложной задачи. Они лишь добросовестно размышляли над тем, каким образом облегчить и ускорить разработку железорудных месторождений. Это был их служебный долг.

В недрах земли много нетронутых железных руд. Кое-где природа прикрыла их лишь легким покрывалом. Правда, чтобы сбросить его, надо переместить десятки миллионов тонн пустой породы. И все же это оказывается выгоднее, чем строить шахты. Вот почему семилетним планом взят курс на открытую разработку месторождений, залегающих неглубоко. Бесконечной вереницей взбираются самосвалы по крутым склонам карьера, сбрасывают поодаль свою тяжелую ношу и спешат обратно, на дно гигантской воронки, где орудуют экскаваторы. День за днем лязг, грохот, пыль столбом, многоголосый рев моторов. Но поспевать за экскаваторами становится все трудней. Современная роторная землеройная машина вынимает до 3000 кубометров грунта в час. Чтобы от нее не отставать, сорокатонным грузовикам приходилось бы каждые две секунды подставлять под земляной поток свои емкие кузова. Иначе говоря, такому «незаурядному» землекопу надо было бы иметь на службе сотни две сорокатонных грузовиков в час! Кроме толчеи и неразберихи, из такой работы вряд ли что получится. Но и для роторного экскаватора нашелся достойный напарник. Им стал огромный передвижной ленточный транспортер — настоящий стальной мост на колесах. Однако и у него есть недостатки. Например, нам надо перебросить породу на 200 — 300 метров —значит, и мост придется делать такой же длины. То есть понадобится соорудить тяжелую стальную ферму на 1500 роликовых опорах, вращающихся на 3000 шариковых подшипниках, потребуется высокопрочная прорезиненная лента длиной в 500 —600 метров. Вес двухсотметрового отвального транспортера составит столько, сколько весят 2200 автомашин «Волга»; стоимость его — 1600 тысяч рублей. Увеличение производительности экскаваторов и расстояние до отвала должно, по-видимому, соответственно вызывать и рост размеров и стоимости транспортеров. Но что хорошего в этой прямой зависимости?

...в одной из басен И. А. Крылова рассказывается, как лебедь, рак и щука пытались объединить свои усилия. И, конечно, безуспешно. Мог ли рвущийся в облака лебедь подсобить раку, который пятится по земле? Однако подобные вещи оказались осуществимыми в совершенно реальном мире современной техники. Этот мир изобилует ослепительными парадоксами, обескураживающе простыми и остроумными решениями, казалось бы, самых трудных задач. На помощь стальным кротам, роющимся в земле, изобретатели призвали серебристую птицу. В небе, так энергично обживаемом XX веком, самыми быстрыми стали турбореактивные корабли. Их двигатели, извергая ураганную струю газов, создают очень мощную тягу. Этого достаточно, чтобы самолет несся с головокружительной скоростью. Но турбореактивным двигателям долго работать не дают. Налетают они положенное число часов и их снимают, заменяя новыми. Между тем двигатели - «пенсионеры» еще полны сил, лишь требовательность авиации мешает им продолжать трудиться в небе. Инженеры Дегтярев и Виноградов пристроили списанные реактивные двигатели к делу. Установка, которую они создали, внешне походит на дальнобойное сверхмощное орудие. Стволом его служит стальная труба длиной в 7 — 8 метров и диаметром в полметра. В этот ствол сверху из бункера сыплется порода, вынутая экскаватором. Залп длится... бесконечно. Его производит реактивный авиационный двигатель. Закрепленный на одном месте, он все свои тысячи лошадиных сил вкладывает в этот мирный «выстрел». Яростная выхлопная струя подхватывает куски породы размером в доброе пушечное ядро и бомбит ими отвал, расположенный в 200 метрах от «пушки». Мощность струи равна мощности десятков самых больших самосвалов. За час установка перебрасывает около четырех тысяч кубометров породы. Темпы работы роторного экскаватора для нее оказались вполне приемлемыми. А рядом с отвальным мостом она кажется игрушкой. «Пушка» в 100 раз легче и вдвое-втрое дешевле, чем ленточный транспортер. Но главное — установка не  требует новых производственных мощностей. Так творческая изобретательская мысль породнила далекие друг другу стихии — авиацию и землеройную технику. Лопата из воздуха Реактивно-землеройная техника пригодится и в сельском хозяйстве.



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Поиск


Сейчас 90 гостей и 1 пользователь онлайн





Забыли данные входа на сайт?