Байдарка Ильмень

Рейтинг пользователей: / 278
ХудшийЛучший 
Познавательное

Давно была задумка поделиться с народом впечатлениями от сборки и эксплуатации байдарки Ильмень. Правда опыт в сборке и разборке байдарки Ильмень у меня не очень большой, и при длительной эксплуатации, конечно, можно совершенствовать свои навыки в сборе и разборе Ильменя. На момент нашего путешествия на байдарке Ильмень у меня была только инструкция по её сборке, но и, конечно же, большое желание идти со всеми наравне в нашем путешествии. По мере прочтения инструкции байдарки Ильмень, ничего сложного, как мне показалось на тот момент, не было. Однако, с трудностями мы столкнулись на месте старта и сбора байдарок. Инструкции нам оказалось мало, и многое приходилось додумывать на месте, так как ни у кого из наших спутников не оказалось за плечами опыта сбора детищ Тритона.

baidarka ilmen

Приступая к сборке, мы обратили внимание, что на трубках стрингеров пристегнуты какие-то трубочки-муфточки. От греха подальше, мы их сняли и сложили в кучку, предположив, что пригодятся они потом, и это оказалось правильным решением. Но в процессе сборки байдарки Ильмень оказалось, что в нашем комплекте не хватало одной такой муфты, и пришлось применять смекалку. Было решено взять часть от консервной банки и заменить ей утерянную муфту, обмотав её при этом веревкой и скотчем, для прочей жесткости всей конструкции.

В целом, вот что хотелось бы сказать, только нестандартно мыслящий человек может купить себе байдарку Ильмень, заметно отличающуюся от всего модельного ряда лодок,  представленных на нашем рынке. Не каждому человеку может показаться, что Ильмень похож на обычную байдарку, но на самом деле Ильмень больше похож на каноэ, и это – его основная отличительная черта! У Ильменя большая ширина и высоко поднятые нос и корма, и они заметно выделяют Ильмень на фоне остальных байдарок. В том случае, если на байдарке сплавляются два человека, то они могут себе ни в чем не отказывать: большой объем и огромная грузоподъемность удовлетворят любые капризы. Есть у Ильменя и удобный фартук, который защитит пассажиров от попадания на них и внутрь байдарки воды, а липучка, на которой держится фартук, позволит при необходимости без всяких усилий снять его. Установленные в Ильмене надувные элементы, обезопасят путешествие пассажиров и заметно добавят остойчивости судну, а удобные мягкие спинки, которыми оборудованы посадочные места, позволят пассажирам удобно и комфортно провести путешествие.

ilmen sborka pometki

За время следования по маршруту, конечно, были выявлены и достоинства Ильменя – это большая грузоподъемность, удобство погрузки и разгрузки, большая остойчивость. Однако недостатков, как ни крути, выявлено оказалось больше – это и сложная сборка и то, что из-за сильно поднятого носа и кормы у байдарки Ильмень плохая управляемость на озерах при сильном ветре, в данном случае отсутствие рулевого управления усугубляет ситуацию с управляемостью. Прочитал где-то, что может подойти рулевое управление штатное с Вуоксы, только придется для этого самому приклеить крепление для руля. Также в процессе движения на Ильмене обнаружилось, что необходимо перевязать веревкой все соединения фальшборта со шпангоутами (в собранном состоянии),  а также проложить пенкой места контакта шпангоутов со шкурой.

Также Ильмень производителем заявлена как трехместная байдарка, но как оказалось на самом деле Ильмень это максимум 2+1, но не более того.

Байдарка Ильмень позиционировалась производителями как судно для семейного отдыха на спокойных реках и озерах,  но из-за сильно поднятого носа и кормы на озерах при сильном ветре Ильмень становится неуправляемым. 

Надувные элементы у Ильменя, идут отдельно от шкуры их легче клеить и сушить, но сложнее собирать.

Конструкция байдарки Ильмень состоит из 5 шпангоутов, двойной кильсон, два надувных баллона, мягкая оболочка с открытой декой, защищённая по кильсону и штевням специальным протектором, фартук на три посадочных места на «липучке».

При сборке Ильменя необходимо обратить внимание, что трубы всех стрингеров, привальных брусьев и фальшборта имеют одинаковую толщину. Шпангоуты №1 и №5 совершенно одинаковы. Одинаковы и шпангоуты № 3 и №4. Носовой и кормовой штевни также не имеют отличий. И это, согласитесь, весьма удобно. Ну что ж, давайте поподробнее рассмотрим особенности сборки данной лодки.

Ниже приведена инструкция по сборке байдарки Ильмень, как она идет в комплекты с байдаркой, а также несколько детальных практических советов по сборке.

1. Назначение

Разборная байдарка Ильмень предназначена для туристических походов по рекам, озерам и водохранилищам.

По своим характеристикам байдарка Ильмень – прекрасное средство для проведения семейного отдыха на воде.

2. Технические данные байдарки Ильмень

Длина, м 5

Ширина, м 0,95

Высота габаритная, м 0,5

Минимальная высота надводного борта, м 0,18

Грузоподъемность, кг 300

Пассажировместимость, чел 2-3

Время сборки не более ч/час 0,6

Масса в упаковке, не более кг 29

3.  Комплектность

характеристики 1

характеристики 2

характеристики 3

4. Устройство

Байдарка Ильмень состоит из металлического разборного каркаса (изготовлен из дюраллюминиевых труб), оболочки (из материала PVC), надувных баллонов и фартука. Каркас собран из двух блоков штевней, пяти шпангоутов (шпангоуты 1,2,3) , кильсона (двух вилок кильсона, малой и большой рамки кильсона), продольного набора (привалов, фальшбортов, стрингеров – собираемых из трубок) см. схему каркаса.

каркас

5. Сборка  байдарки Ильмень

Сборку байдарки Ильмень следует проводить на ровной площадке. Не рекомендуется собирать байдарку на песке.

Обратите  внимание – ваша  байдарка  Ильмень полностью  симметрична,  и  блоки  штевней  абсолютно одинаковы.

Перед началом сборки байдарки Ильмень рекомендуется:

•  Разложить оболочку на ровной площадке и расправить ее

•  Разложить все части каркаса по типам деталей, т.е. отдельно трубки, шпангоуты, кильсон и пр.

•  Надувные баллоны разложить вдоль оболочки, так, чтобы шланги подкачки находились с одной  стороны  и  смотрели  внутрь  байдарки (шланги  рекомендуется  расположить  со стороны кормы).

Все  трубки  можно  протереть  машинным  маслом  для  облегчения  стыковки,  и «одевания» оболочки.

Сборку Ильменя следует производить в следующей последовательности:

 1.  Оденьте  баллоны  на  трубку  привала,  воздушными  шлангами  внутрь,  как  показано  на рисунке 1.

рис 1

Зафиксируйте баллоны на пилерсе штевня (рисунок 2).

рис 2

2.  Нарастите трубки штевня, (кроме фальшборта), как показано на рисунке 3.

•  Трубы привала проденьте в карманы баллонов.

•  При  стыковке  необходимо убедиться, что  пружинный фиксатор  попал  в  отверстие для фиксации.

•  Если этого не произошло, то прокрутите трубку в какую либо сторону.

•  Для одного штевня используются трубки с замком, а на другом без.

рис 3

3.  В полученную конструкцию вставьте малый шпангоут (рис.6). 

рис 6

Для чего:

•  Наклоните шпангоут к центру байдарки (от штевня).

•  Заведите петлю на шпангоуте в крюк кильсона, расположенном на нижней трубе штевня. 

•  Поверните шпангоут вверх. (Рис5)

•  Обратите внимание на расположение трубок при установке шпангоута (рис.6). Трубки устанавливаются  в  пластиковые  кницы  усилием  рук.  Не  следует  при  этом  применять молоток или другой инструмент – это может привести к разрушению пластиковых книц.

рис 5

4.  К штевню прикрепите вилки кильсона (рис 7).

Соедините нижнюю трубку штевня с вилкой кильсона. Проследите, что бы фиксатор вилки кильсона попал в ответное отверстие штевня.

рис 7

5.  Малую  рамку  кильсона  соедините  с  вилкой  носовой  сборки.  Большую  рамку  кильсона соедините с вилкой кормовой сборки (рисунок 8)

рис 8

6.  Обе собранные части каркаса байдарки (нос и корма) установите в оболочку. Необходимо добиться, что бы штевни вплотную прилегали к оконечности оболочки. Растяните оболочку двумя частями каркаса. Необходимо  проследить, чтобы баллоны поддува оставались расправленными между оболочкой и собранным каркасом.

7.  Проденьте оставшиеся трубки фальшборта через карманы оболочки и соедините их вместе

8.  Соедините обе рамки кильсона следующим образом:

•  Приподнимите обе рамки в месте стыковки.

•  Совместите пазы.

•  Опустите кильсон вниз и приведите его в горизонтальное положение.

•  Зафиксируйте соединение винтами и гайками М4 в совпадающих отверстиях (рисунок 9).

рис 9

9.  Соедините все трубки при помощи замков и муфт. Лучше всего начать с нижних стрингеров. Для этого:

•  Разверните пазы подвижных замков так, что бы они оказались друг против друга.

•  В  случае, когда у вас наблюдается перехлест трубок - небольшим усилием отожмите трубки внутрь байдарки.

•  Добейтесь совмещения обоих замков.

•  После совмещения замков выпрямите трубу и разъемное соединение зафиксируйте муфтой (рисунок 10)

рис 10

10.  Установите  средние  шпангоуты  в  местах,  где  присутствуют  крюки  на  кильсоне.  При установке убедитесь в соосности труб продольного набора и книц шпангоутов (кницы стоят под углом). Большой шпангоут ставится в центре собранной конструкции. При установке шпангоутов следует соблюдать следующий порядок действий:

•  Заведите шпангоут внутрь байдарки, от центра и параллельно днищу.

•  Зафиксируйте шпангоут в крюках кильсона. 

•  Поверните шпангоут в верх.

•  Зафиксируйте стрингера и привал в пластиковых кницах.

 Вставлять шпангоуты следует аккуратно, чтобы не повредить баллоны поддува. 

11.  Установите сидения на нижние стрингера, в местах, указанных на рис. 11.

•  Сидение первого гребца установите вырезом на второй шпангоут.

•  Пластиковые язычки сидений, заведите между нижним стрингером и баллоном.

•  Сидение второго гребца установите между четвертым и пятым шпангоутами.

•  Пластиковые язычки сидений, заведите между нижним стрингером и баллоном.

рис 11

12.  Проверьте, что бы все трубки (кроме фальшборта) зафиксированы в пластиковых кницах.

13.  Расправьте  баллоны.  Накачайте  их  равномерно.  Следите  за  положением  протекторов оболочки (протекторы должны находиться в местах соприкосновения оболочки с каркасом байдарки). По мере  накачивания  баллонов  трубки  фальшборта  вставляйте  в  пластиковые  кницы шпангоутов.  Накаченные  баллоны  соедините  воздушными  шлангами  между  собой.  Не рекомендуется ставить заглушки на воздушные шланги баллонов.

14.  Соберите спинки сидений.

Для этого оденьте мягкую спинку на трубку-распорку, как показано на (рисунке 12)

Для носовой спинки используется большая трубка-распорка, для кормовой – малая.

рис 12

15.  Установите  спинки  сидений.  Спинки  установите  между  фальшбортами  на  пластиковые кницы трубки спинки сидения.

•  Спинку  первого  гребца  установите  за  вторым  шпангоутом,  на  расстоянии 10-15 сантиметров в направлении кормы.

•  Спинку второго гребца установите на расстоянии 10-15 сантиметров в направлении кормы, от установленного сидения.

•  Мягкую спинку зафиксируйте на петли, расположенные с внутренней стороны оболочки.

рис 13

16.  Оденьте фартук. Для этого:

•  Расправьте фартук над байдаркой, так, что бы края фартука с «липучкой» смотрели вниз.

•  Прикрепите фартук липким слоем к байдарке.

•  Заправить фартук в карманы, расположенные на деке оболочки.

Ниже будут приведены практические советы по сборке байдарки Ильмень. Взяв в руки штевень, необходимо обратить внимание, что первая пара труб сверху – это вовсе не фальшборт, как подсказывают Вам опыт и логика, а привальный брус, на котором имеются дюралевые ограничители шпангоутов. А вот следующая, вторая сверху пара – это как раз фальшборт, а нижняя пара, разумеется, стрингера.

Далее вы видите, необычной (канойной) формы штевень имеет две вертикальные стойки-пиллерсы, а у других байдарок такой детали нет. Для чего они нужны: помимо силовой нагрузки, пиллерсы служат для фиксации бортовых баллонов. Раскатываем надувной баллон, он должен смотреть патрубками внутрь и в корму байдарки, надеваем его карманом на привальный брус. Затем оборачиваем вокруг пиллерса и фиксируем кнопкой. После аналогичным образом поступаем с баллоном другого борта. Наращиваем трубы продольного набора, при этом, разумеется, трубы привального бруса продеваем в карманы баллонов и присоединяем к штевню детали кильсона. Тут все одинаково – что нос, что корма, но все же, правильнее будет установить в нос рамку замкового кильсона – ту, что с накладками. Шпангоуты №1 и №5, как мы уже знаем, одинаковы. Главное при установке, чтобы их боковины были выгнуты в сторону штевня – как, впрочем, и у всех байдарок Тритона. Защелкиваем в нижней паре книц шпангоута стрингера, в верхней – трубы фальшборта, ну а в оставшихся кницах – привальные трубы. Ограничители должны оказаться позади шпангоута, а баллоны – снаружи. Вот все и получилось. Как мы видим, идущие от штевня трубы привала и фальшборта в пространстве пересекаются и меняются местами. Байдарка Ильмень симметрична – нос и корма совершенно одинаковы. Решите сами, где нос, где корма при установке сидений и спинок. Будет правильнее если нос, это, где нанесена надпись Ильмень.

Далее расправляем баллоны, берем за концы стрингеров, привалов и фальшбортов, сжимаем все к центру в пучок и проталкиваем узел в оболочку, стараясь, чтобы штевень шел строго по лею наружной проклейки. Готово. А теперь, точно так же поступаем с другим штевневым узлом. Необходимо проследить за тем, чтобы баллоны оказались снаружи набора. Стыкуем кильсон и расправляем баллоны и с помощью замков и муфт стыкуем стрингера (внизу), фальшборт (вверху) и привал (посредине). Теперь вставляем шпангоуты № 2 и № 4 – как мы помним, они совершенно одинаковы. Петля на кильсоне и зацеп на шпангоуте при сборке ошибиться не дадут. А теперь шпангоут №3 – без комментариев. У нас остались две трубочки с пластиковыми рожками – это распорки бортов, к которым будут крепиться спинки сидений – вот Вы и определите, где нос, а где корма байдарки. Устанавливаем сидения – у них там крючки такие есть для зацепа за стрингера. Ну а теперь можно надуть баллоны и соединить патрубки. Вот ваш Ильмень собран и готов к плаванию. В следующие разы процесс сборки покажется Вам куда более несложным и быстрым, раз на пятый, Вы сможете сделать это уже с закрытыми глазами. Но все же, не теряйте Инструкцию и не стесняйтесь в нее заглядывать.

Правила эксплуатации:

Согласно ТУ 7445-001-23039387-99

Байдарка Ильмень предназначена для эксплуатации при температуре окружающей среды от +1С до +35С при контакте с пресной водой.

В светлое время суток, при удалении от берега реки, озера и водохранилища до 500 метров и при высоте волны, не более:

-  0,3 м для байдарки с закрытой декой и фартуком;

-  0,15 м для открытой байдарки.

После  начала  путешествия,  через 20-30 минут рекомендуется подкачать  баллоны  до необходимого давления.

Максимально допустимое давление не должно превышать 0,09 атм.

Для исключения чрезмерного повышения  давления  в  баллонах  не  оставляйте  байдарку на солнце! Чрезмерное повышение давления может привести к разрыву оболочки, баллонов или поломке каркаса.

Для предотвращения истирания оболочки и баллонов рекомендуется регулярно вычищать песок и грязь из байдарки.

Для исключения разрыва наружной оболочки не рекомендуется наезжать на подводные камни, бревна и другие препятствия. Избегайте жестких ударов при причаливании к берегу.

Сборку байдарки производите в соответствии с руководством по сборки.

Упаковка и хранение

Хранить байдарку  рекомендуется  в  разобранном состоянии, предварительно  просушив  и очистив от грязи оболочку и каркас, в сухом закрытом помещении при температуре не ниже  -10 С.

Ремонтные работы.

Основными  повреждениями байдарки в  походных условиях являются потертости  и разрывы оболочки, а также поломки каркаса в связи с неквалифицированным  использованием  и нарушениями правил эксплуатации  байдарки.

1.Исправление повреждений оболочки байдарки

Ткани с покрытием PVC склеиваются уретановыми клеями различных марок (“Сурел”, ”Десмокол”, ”Уран” и т.п.), продающимися в магазинах.

Для приклеивания временных заплат в походных условиях допустимо использование клеев “Момент”, ”Контактол”, ”Феникс”.  Также возможно использование клейкой ленты на тканевой  основе.

Однако самым надежным способом, полностью восстанавливающим наружную поверхность оболочки, является склейка  в домашних условиях. 

Как отремонтировать оболочку в походных условиях.

1) Выгрузите вещи из байдарки и поднимите ее на берег. 

2) Ослабьте поперечное натяжение оболочки, стравив воздух из баллонов поддува.

3) Переверните байдарку в удобное для работы положение.

4) Оцените размеры повреждений. Если порез длиннее 3 см, сшейте его края  капроновыми нитками. Стежки необходимо укладывать через каждые 0,5 см, втыкая  иголку на расстоянии 0,5 см от края пореза.

5) Перед приклеиванием заплатки следует при помощи сухой тряпки удалить воду со склеиваемых поверхностей. Если погода очень сырая, тряпку можно смочить ацетоном.                   

6) После удаления влаги, края места повреждения и заплатку обезжирить ацетоном.

7) Заклеить место повреждения необходимо согласно инструкции по пользованию, прилагаемой к клею.

Если у Вас отсутствует клей или погода не позволяет высушить склеиваемые поверхности, рекомендуется зашитое место повреждения проклеить с двух сторон клейкой лентой шириной 5 см на тканевой основе.

 2. Исправление повреждений каркаса байдарки.

Ремонт каркасного набора осуществляется из ремонтного комплекта, прилагаемого к изделию. В случае отсутствия необходимых деталей в ремонтном комплекте, возможно использование вспомогательных материалов (дерево, проволока, винты и  т.п.). Рекомендуется перед поездкой дополнить ремонтный комплект инструментами  и  вспомогательными материалами (плоскогубцы, сверло, проволока, винты, изолента и т.п.).

Готовясь к очередному походу, задумайтесь, стоит ли брать в прокат байдарку Ильмень, не имея никакого практического опыта в её сборке, или лучше взять старенькую, проверенную Таймень. Другое дело, если других вариантов нет, тогда и Ильмень сойдет для непродолжительных походов, но помучиться придется, особенно в первый раз.



 

Комментарии   

 
-1 # Шурик 11.06.2013 11:46
Однако недостатков, как ни крути...
это и сложная сборка
- нифига она не сложная. все собирается одним человеком легко.
... плохая управляемость на озерах при сильном ветре - вот не заметил никаких проблем
Прочитал где-то, что может подойти рулевое управление штатное с Вуоксы, только придется для этого самому приклеить крепление для руля - можно, но не нужно. И так места мало.
... необходимо перевязать веревкой все соединения фальшборта со шпангоутами - это да, но не критично
...пенкой места контакта шпангоутов со шкурой. - ну это вообще не недостаток, а необходимость защиты шкуры на любой байдарке, где каркас прилегает к шкуре
... заявлена как трехместная байдарка, но как оказалось на самом деле Ильмень это максимум 2+1 - да, согласен. Но без вещей 3 взрослых плюс 2 ребенка.
... позиционировала сь ... на спокойных реках и озерах... при сильном ветре становится неуправляемым. - бред
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Поиск


Сейчас 105 гостей и 1 пользователь онлайн





Забыли данные входа на сайт?