Обзор байдарок

Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 
Познавательное

Нэрис - это уже третья байдарка, которую мы испытали за нашу походную жизнь. Самой первой купленной нами лодкой стал Таймень-2.

Байдарка Таймень-2
1
Байдарка Таймень
2
В Таймене
3
Разобранная байдарка

Приобрели мы Таймень с рук, примерно за 10 000 рублей, у немолодой семейной пары. Нам повезло - байдарка оказалась практически нетронутой, без малейших повреждений.

На этой байдарке мы совершили первые наши водные походы по Вуоксе, Ладоге и Белому морю.

В связи с тем, что изначально мы начали ходить по гладкой воде, Таймень удовлетворял всем нашим требованиям - вместительный, устойчивый, надежный.  

Походив в пару ПВД, мы приобрели фартук, юбки и новую шкуру ПВХ. Теперь мы были полностью экипированы и готовы к дальним и интересным походам.

Однако, тут мы обнаружили существенный минус - с новой ПВХ шкурой байдарка без матов не собиралась. Во время сборки байдарки мы не только потратили кучу нервов, но и даже, однажды, сломали о нее железную струбцину. Позднее оболочка несколько растянулась и сборка стала чуть проще, однако и теперь она приносила нам массу неприятных моментов.

Кроме того, благодаря своей конструкции, на волне Таймень прогибается и скрипит - как длинная железная сосиска. Некоторые водники считают гибкость как раз достоинством, но нам это не подходило.

Вернувшись из Беломорского путешествия, мы решили присмотреться к другим байдаркам - более жестким, современным и универсальным. В итоге, мы остановились на двух лодках - Ладога-2 или Нева-2.
Байдарка Ладога-2

Ладога-2 - красивая, быстрая, надежная байдарка, хорошо держит курс. Она отлично подходит для гладкой воды. Тем не менее, есть у нее один серьезный недостаток - малая вместимость. Ладога-2 грузится не более чем на две недели автономного похода. Нам это не подходило, так как путешествия планировались на месяц и более, поэтому следующей купленной нами байдаркой стала Нева-2.
Байдарка Нева-2

4
Байдарка Нева-2
5
Нева на Ладоге
6
Нева и Таймень

На Неве-2 мы сходили в один недельный поход по Ладоге к островам Хейнясенма, и поняли - эта байдарка гораздо хуже Тайменя, покупать ее не имело смысла.

Во-первых, качество ее оболочки оставляло желать лучшего. Буквально за несколько дней мы умудрились повредить шкуру в области привальника, при том, что относимся мы к своим лодкам очень аккуратно и бережно.

Во-вторых в этой байдарке было очень неудобно сидеть. Не смотря на то, что я модернизировал сидушки, сидеть на них мог только йог. С долгими переходами пришлось распрощаться.

В-третьих, 4-й шпангоут выдавливался стрингерами вперед и вываливался из своего места. Скоростью байдарка также не могла похвастаться.

Единственный плюс Невы - более быстрая и легкая сборка, чем у Тайменя.

Подумав, мы решили Неву-2 продать и приобрести себе новую лодку. Она должна быть похожа на Таймень, но при этом быть жесткой, устойчивой и удобной в сборке. После долгих поисков, чтений различных отзывов и раздумий, мы остановились на байдарке НЭРИС-2.
Байдарка НЭРИС-2

 

7
Наша байдарка
8
Загораю в байдарке
9
Перед грозой

По итогам нескольких Ладожских ПВД, путешествия по реке Поной и Белому морю, а также путешествия по Баренцеву морю от Нарьян-Мара до Вайгача, можно сказать: да, байдарка НЭРИС-2 - это именно та лодка, которую нам хотелось иметь.


Изучив байдарку, я соорудил небольшой обзор НЭРИСа-2:

Разумеется, первым делом мы познакомились с упаковкой: карандаш с железом и рюкзак со шкурой и шпангоутами. Упаковка меня несколько разочаровала - от рюкзака, его молнии, ручек и материала веяло неким городским духом. Не знаю, как это объяснить - просто чемодан с ручками на молнии. Вот если бы это был кусок брезента с веревками, как у Тайменя...

ТТХ байдарки:


Длина - 5,5 м

Ширина - 0,84 м

Вес - 27 кг

Паспортная грузоподъемность - 250 кг

Еще прошлым летом я обнаружил в инете сведения о некой фирме "НЭРИС", и о том что она делает какую-то байдарку. Разумеется, меня это заинтересовало. По аське я долго общался с людьми, эту контору представляющими, однако вскоре передумал и забыл. Но потом, уже зимой, вспомнил опять, стал вновь общаться, решил таки купить. Деньги - через "вестерн юнион", несколько недель ожидания, и вот он, долгожданная байдарка в моих руках.

Да, я должен признать, что я люблю продукты немецкой инженерной мысли. И не просто люблю, а предпочитаю их всем остальным. Я думаю, что многие в этом со мной согласятся. Однако, вещь, от природы германская, но изготовленная в Украине, у многих может вызвать опасения. Все мы знаем, например, дурную славу автомобилей украинского производства (хе-хе, что греха таить, русские машины тоже хороши). Но я оптимист, и знаю, что ни одна хваленая русская ракета никуда не полетит без украинских деталей. У нас на даче, дабы лицезреть торжественный первый стапель, собралось еще и несколько наших друзей. Их нужно отнести к числу скептиков, потому что они любят во всем посомневаться и все покритиковать. Также они являются, как и мы с Наташкой, фанатами Тайменей. Поэтому угодить нам всем весьма непросто - мы любим, когда много толстого железа! А теперь я подробно опишу все свои впечатления. Сразу скажу, что в итоге все остались довольны, даже самые скептически настроенные.

Итак, я уже говорил, что байдарка имеет обводы, напоминающие RZ-85, однако конструкция НЭРИС-2 отличается от нее. Продольный набор изготовлен из анодированной (21 мкм) дюралевой трубы, кстати российской, марки Д16Т, а шпангоуты - фанерные. Ну ладно, сейчас расскажу все по порядку.

Кости:

1. Поперечный набор.

Некоторые, услышав о фанере, скажут "фи", однако я считаю яхтенную фанеру отличным материалом: она имеет высокую ремонтопригодность, а по своим механическим характеристикам совсем не уступает алюминию. Шпангоутов всего 7. Три из них, что находятся в кокпите, выполнены открытыми. Все они не имеют книц: боковые стрингера спарены, и присоединяются к шпангоуту посредством специального болтика, а нижние - заходят в специальный паз, прямо в фанере.

2. Продольный набор.

Спаренные стрингера, по словам производителя - есть особая фишка байдарки. Да, я согласен с этим. И это техническое решение мне очень понравилось. Если вы когда-либо имели дело с западными каркасными байдарками, то понимаете что это такое: боковые стрингера объединены как бы в один блок, навроде кильсона, посредством поперечной перемычки, и именно этой перемычкой они крепятся к шпангоуту. Но на западе все это делается исключительно из фанеры, а тут - реализовано в алюминии. В шпангоут вкручен болтик с цилиндрической головкой, а на перемычке стрингера выфрезерован паз, в который этот болт заходит. Перемычка к трубам приклепана вытяжными заклепками. Таким образом отпадает необходимость использования книц, а собирается каркас легко и непринужденно. Задняя половинка каркаса соединяется с передней посредством распирания "замков", ну или как они там называются - такой же штуковины, как на кильсоне. Шпингалеты - только на нижних стрингерах. Все соединительные втулки сделаны из трубки 16х3 и выглядят добротно и очень крепко.

Фальшборта изготовлены из весьма мощного профиля - приятно выглядит. Как лом. Тут я заострю внимание на способе натяжки фальшбортов - о том, что меня пленило сразу. Фальшборта крепятся к шпангоутам, так, как это делается в "цивилизованных странах", а именно с помощью шпилек и барашков - никаких извращений, матов, топоров и струбцин! Все крепко, надежно и просто, да и вообще металл выглядит качественно и надежно, все жесткое и красивое. Шкура сделана из приятного на ощупь "лодочного" ПВХ - это не рыхлый винилплан, как у тритона, который можно расковырять ногтем, это очень правильная, плотная ткань. Шкура проклеена, по моему заказу, всюду где только можно протектором - т.е. привальник тоже защищен. Бросается в глаза некоторая неаккуратность клеевых швов, но в целом - хорошо, главное крепко. Вся байдарка производит впечатление штучного изделия - все детали несут в себе тепло рук мастера, который все это кропотливо делал несколько недель, клеил, обтачивал напильником, мерил штанген-циркулем. Я такое очень люблю.

Теперь о соединении шкуры и фальшборта: это место вызвало некоторые сомнения. Шкура не заворачивается в спец.канавку, как, скажем, на Таймене. В нашем случае, к краю шкуры пришита такая штуковина, типа "кромка", с пропущенным через нее репшнуром. Кромка эта пропускается через желоб, идущий снизу фальшборта. Производитель говорит, что также делает "Folbot". Судя по фоткам этих фолботов, да - так они и делают в своих америках, однако, старый способ мне нравится больше. Возможно, во мне говорит мой консерватизм, и такой вариант ни чуть не хуже. Опыт эксплуатации покажет. Сборка этой байдарки требует аккуратности и высокой точности. Ее не соберешь как Таймень, с дуру засунув кости в шкуру задом наперед. К байдарке с немецкими корнями, подход нужен соответственно, тоже немецкий. Это я о том, что если засунуть корму и нос в шкуру, даже с очень незначительным перекосом - то байдарка не соберется вообще. У меня лодка собралась только со второй попытки, когда я осознал, какой ответственности требует сборка.Нос засунуть проще, а вот с кормой пришлось помучиться - тут нужен опыт и сноровка. Ну что ж, все засунуто как надо, мы распираем кильсон, потом боковые стрингера. Нижние защелкиваем шпингалетами.

Особо отмечу, что никто из участвующих в сборке, не проронил при этом ни одного матерного слова в адрес вышеозначенных деталей - все было сделано быстро и без усилий. Далее вставляем в кокпит 3 шпангоута. Если кто-то имел дело с тритоновской "Невой", то он знает, насколько там это было непросто. У НЭРИСа шпангоуты вставились как-то сами собой - раз - и готово!

Ну и напоследок - фальшборта - больное место почти у всех. Здесь их установка и натяжка тоже представляет собой, пожалуй, самую сложную часть сборки. Первая сложность: один фальшборт состоит из двух сегментов, соединить которые нужно, когда через их желоб уже пропущена кромка с репшнуром. Делать все надо осторожно, чтоб не повредить эту самую кромку. Однако стоит приноровиться, и все получается быстро и безболезненно.Теперь, фальшборта присоединенные к шкуре, надо отверстиями насадить на шпильки шпангоутов. Повторюсь: если каркас засунут в шкуру с перекосом, то ничего не выйдет, с одного борта вы просто не вытянете шпильки из отверстий фальшборта. Если же все собрано как надо, то насаживание фальшбортов и накручивание барашков на шпильки требует, конечно, усилий, но не таких титанических, как при сборке байдарки Таймень. Сначала мы наживляем барашки, а затем закручиваем их, натягивая фальшборта.Проблемы могут возникнуть из-за утыкания острых краев отверстий в резьбу - будет не натянуть. Проблема эта легко решаема с помощью надфиля. Все натянуто. Байдарка собрана!

Первым делом мы ее поднимаем за нос и корму, и ради любопытства трясем. Здесь нас ожидает приятный сюрприз: в отличие от Тайменя, в байдарке и в помине нет никакой "сосисочности" - она жестка буквально как табуретка. Выглядит судно красиво и стремительно, как кинжал. Место внутри - навалом: под борта влезет несколько длинных герм, а в нос и корму уберется весь основной груз.

В качестве пояснения: западные байдарки скомпонованы так, что гребцы сидят почти вплотную, там где заканчиваются ноги капитана и педали руля, сразу начинается спина матроса. Весь груз убирается в очень объемные нос и корму. Места гребцов тут расположены очень эргономично, так что первый номер комфортно упирается ногами во второй шпангоут. Капитан также может упереться ногами в шпангоут, если на байдарку не установлен руль. Пока еще НЭРИС не комплектует свои байдарки рулями, поэтому мне придется установить его самостоятельно. Хотя, если бы я повременил с получением байдарки, то наверно получил бы ее уже с рулем - в ближайшее время они собираются начать их изготавливать. Спинки и сидушки сделаны просто, но удобно. Сидушки представляют из себя мягкие толстые "подушки" из пенки, устанавливаемые на свои места при помощи строп, прицепляемых к шпангоутам. Спинки - как у Тритона, подвесные, но сделаны они, вроде как, более продуманно, и облокачиваться на них удобнее.

Фартук крепится к фальшбортам немного непривычным для меня способом. В "стойке" фартука имеются прорези. Эти прорези одеваются на барашки фальшборта. Процедура одевания-снимания фартука получается достаточно сложной и медленной, однако держится все очень прочно и надежно - случайно не оторвешь. "Очки" - большие и просторные, садиться и вылезать из них - легко. Ну что ж, таковы мои первые впечатления от байдарки "НЭРИС-2".

10
Байдарка Нэрис на Ладоге
11
Нэрис-2 на Вуоксе
12
Байдарка Н-2 на Белом море

А сейчас, в целом ощущение таково: да, "НЭРИС-2", это, пожалуй, именно та байдарка, которую мне хотелось иметь, но которую я никак не мог найти тут, в России. Это отличная, крепкая лодка стремительных форм, с железным сердцем. Байдарка не содержит пластмассовых деталей, изготовлена из очень хороших материалов. Она сочетает в себе лучшие западные концепции с чисто советской традицией делать все так, чтобы оно пережило ядерную войну.   

Авторство статьи принадлежит © www.sevprostor.com



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Поиск


Сейчас 106 гостей и 1 пользователь онлайн





Забыли данные входа на сайт?